Исследование охватило двухлетний период (2019-2020) и было посвящено так называемому "теневому образованию", под которым подразумевается частный образовательный сектор Испании. Выяснилось, что за услуги репетиторов и частных образовательных центров родители выложили 1,7 миллиарда евро - колоссальная сумма, демонстрирующая востребованность данной сферы у жителей пиренейской страны. Еще интереснее то обстоятельство, что к частному образованию обращается фактически каждая вторая испанская семья: 47 процентов испанских домохозяйств с детьми-школьниками предпочитают не ограничиваться школьной программой.
Наибольшей популярностью среди частных занятий пользуются иностранные языки, главным образом - английский. Мамы и папы не жалеют средств на то, чтобы их чада качественно освоили язык Шекспира: владение английским фактически является билетом в светлое будущее, обязательным условием для успешной карьеры. Логично, что родительские инвестиции в языковые курсы прямо пропорциональны уровню семейного достатка: обеспеченные испанцы больше вкладываются в иностранные языки для своих отпрысков, чем представители среднего класса. В целом же на долю языков приходится аж 46 процентов всех частных уроков испанских школьников.
Исследование продемонстрировало и несколько других показательных особенностей. Приблизительно две трети вышеуказанных доходов частного сектора получены от семей, дети которых обучаются в государственных школах. Оставшаяся треть - это родители, чьи "цветы жизни" ходят в частные или получастные школы (concertados). Здесь надо пояснить, что для испанской системы образования характерно наличие так называемых concertados - школ с церковной родословной, которые теперь являются светскими и состоят на гособеспечении. Так вот, на частные занятия для одного школьника-concertado в среднем ушло 300 евро, на "государственного" ребенка - 235 евро, на ученика частной школы - 606 евро. Учитывая всю приведенную статистику, нетрудно прикинуть, что дополнительные уроки предельно востребованы именно у детей из обычных госшкол.
Другая любопытная тенденция - это с какой целью родители и их дети выбирают частные уроки. Как отмечают исследователи, львиная доля учеников госшкол и concertados приходят на занятия, чтобы восполнить пробелы школьной программы - причем ключевых ее дисциплин. В свою очередь, дети из частных школ выбирают платные уроки преимущественно для "расширения и совершенствования" имеющихся знаний - проще говоря, чтобы стать еще умнее. Показательно, что богатенькие в основном выбирают два типа дополнительных дисциплин - это иностранные языки и искусство.
Авторы исследования констатируют, что популярность частных уроков в Испании растет как на дрожжах: с каждым годом их доля в системе образования страны становится все весомее. "Теневое образование" находится на коне, что наталкивает сразу на несколько разнообразных выводов. Прежде всего, налицо недовольство испанцев уровнем подготовки в обычных госшколах. И повышать свой учебный багаж, который должен помочь поступить в ВУЗ, испанские семьи поголовно предпочитают за счет тех самых частных уроков. В исследовании отмечается, что государственному образованию Испании брошен мощный вызов: частные образовательные структуры своим прогрессом и востребованностью подстегивают госучреждения. Чтобы вернуть конкурентное преимущество, испанскому госсектору предлагается устранить свои главные недостатки - например, чрезмерно сложные экзамены. По мнению исследователей, насущной стала и необходимость в "увеличении числа учебных предметов, которые превращают школьное обучение в гонку, в которой каждый может найти свой собственный способ победить".
Впрочем, есть и обратная сторона медали для всей образовательной системы Испании. Расцвет частных уроков свидетельствует и о том, что родители все больше пекутся о тщательной подготовке своих чад. А значит - и об их счастливом будущем. Хороший знак, демонстрирующий осознание испанцами ценности качественного образования.