Цель исследований - оценка объема и качества ранее определенных месторождений полиметаллических руд, включающих дефицитные металлы - кобальт и марганец, а также отработка инновационных технологий их добычи со дна океана. Изыскания проводятся в соответствии с Морской доктриной Российской Федерации, согласно госпрограмме "Воспроизводство и использование природных ресурсов".
В предыдущие шесть месяцев - с июня по декабрь 2022 года - ученые выполнили комплексные геолого-разведочные работы по изучению ресурсов недр Мирового океана на двух участках. На первом - на железомарганцевые конкреции, которые образуются на океаническом ложе. Популярно начальник комплексной геолого-геофизической партии Борис Широкожухов определяет точку исследований в Тихом океане так: "Неделю идти до Мексики, две - до Панамы".
- Железомарганцевые конкреции - это образования величиной с орех или кулак. Лежат на мягком грунте на очень большой глубине - пять километров. Они состоят из слоев окислов железа и марганца, кристаллическая структура которых легко связывает такие более тяжелые металлы, как никель, кобальт и медь, - рассказывает Борис Алексеевич.
Второй объект геологоразведки - кобальтоносные железомарганцевые корки (КМК), залегают на подводных горах, на глубине от 1,5 до 2,5-3 километров. Точка исследований, проведенных специалистами научного судна "Геленджик", находится недалеко от Марианских островов, до которых ходу от Владивостока дней 10 - 12.
Железомарганцевые корки - толстый слой, лежащий на скальном основании, обогащенный окислами металлов: кобальта, никеля, марганца, меди, железа, редкоземельных элементов - словом, здесь едва ли не половина таблицы Менделеева.
- При этом, если в сухопутных месторождениях условно выделяются граммы полезных элементов на тонны руды, то в океане залежи богаче раз в десять, а то и больше, - говорит Борис Широкожухов. - Если с кобальтом и никелем в нашей стране еще все нормально, то марганца хорошо бы иметь побольше. Поэтому так важно, что содержание полезных ископаемых в найденных железомарганцевых корках очень высоко. А корки просто лежат на вершинах и склонах подводных гор. Нужны новые технологии, способные поднять их. Когда они будут разработаны, страна получит дополнительный ресурс стратегических полезных ископаемых.
КМК, кроме перечисленного выше, содержат также компоненты цветных и благородных металлов, редкие элементы.
Морское дно хранит большое количество полезных ископаемых. Однако пока их сложно извлекать. Какое-то сырье добывается, конечно, но, как правило, относительно недалеко от берега и на небольшой глубине. Дело за малым - преодолеть тысячи метров под водой. Ни одна страна в мире пока не занимается глубоководной добычей полезных ископаемых в промышленных масштабах, но знать, что именно в океане на большой глубине есть и в каких объемах, стратегически важно. В этой области очень активны Китай, Япония, Индия, консорциум европейских стран. Россия тоже в этом ряду.
- При нынешних технологиях разработка найденных месторождений пока еще экономически не эффективна, но настанет время, "высохнут" сухопутные залежи, и все кинутся в океан. А у России там уже есть своя "грядка"! - уверен Борис Широкожухов.
Кроме собственно геолого-разведочных работ ученые проводили экологические и гидрометеорологические наблюдения. В результате получен уникальный материал о геологическом строении изученной площади, данные для исследования фоновых параметров морской среды, сведения о которых необходимы для оценки состояния океанской экосистемы на современном этапе - до начала разработки месторождения.