"Шекспир Замоскворечья". В театре "На Литейном" появилось новое прочтение известной пьесы Островского "На всякого мудреца довольно простоты"

Прекрасная премьера вышла в Театре "На Литейном" - "Мудрец|ы". Пьесу Александра Островского "На всякого мудреца довольно простоты" поставил худрук Сергей Морозов.
Пресс-служба Театра "На Литейном"

Написана она в 1868 году. И, как видим, на "все времена". Сатирическая комедия о подхалимстве, лицемерии, цинизме, о том, как добиться успеха. Молодой человек Егор Дмитриевич Глумов живет с матерью-вдовой. В бедности. Все хлебные места давно заняты. Как достичь благополучия, попасть в высшее общество без протекции? "Над глупыми людьми не надо смеяться, надо уметь пользоваться их слабостями. Конечно, здесь карьеры не составишь - карьеру составляют и дело делают в Петербурге, а здесь только говорят. Но и здесь можно добиться теплого места и богатой невесты - с меня и довольно. Чем в люди выходят? Не все делами, чаще разговором… Глупо их раздражать - им надо льстить грубо, беспардонно. Вот и весь секрет успеха. Я начну с неважных лиц, с кружка Турусиной, выжму из него все, что нужно, а потом заберусь и повыше".

Роль Турусиной (богатая вдова, барыня, родом из купчих) отдана по праву заслуженной артистке России Ольге Самошиной. В сегодняшнем репертуаре у нее и роль купчихи Большовой в "Банкроте" (комедия Островского "Свои люди - сочтемся").

Актриса считает новую роль подарком: "Изумительные тексты Островского, колорит живого слова. И шекспировские страсти. Да, наши "Мудрец|ы" - спектакль современный и, как уже отмечают, стильный. Режиссер не изменял текст, ломая его под реалии XXI века, но осовременил материал, соблюдая стиль произведения. Наш спектакль одновременно находится в гармонии с автором и остро отражается в сегодняшнем дне. На сцене нет явных купцов Замоскворечья, шинелей и сапог, кафтанов, сюртуков и бархатных салопов XIX столетия. Костюмы соответствуют современной моде, но могу сказать, что художнику Ирине Чередниковой удалось создать элегантную, красивую коллекцию для наших персонажей".

- Судьба подарила мне много замечательных ролей: героинь Шекспира, Островского, Чехова, Достоевского, Горького… - рассказала Ольга Самошина. - Я сыграла двух монарших особ (Екатерину Великую на сцене Театра "На Литейном" и Елизавету Петровну в кинопроекте по роману Валентина Пикуля "Пером и шпагой"). И Турусина - королевская роль, с шекспировскими нотами. Ведь недаром Островского еще называют "Шекспир Замоскворечья". Возможно, именно соединение больших тем и близких русскому человеку характеров и рождает неизменную любовь зрителя к Островскому.

В книге отзывов, которая находится в фойе театра, зрители уже написали: "Потрясающее прочтение пьесы, прекрасные актерские работы, великолепный спектакль, круто!" В роли Глумова - молодые артисты Виталий Гудков, Вадим Степанов. Тут и замечательный дуэт артистов Ольги Самошиной и Вячеслава Захарова (Крутицкий), филигранная игра Сергея Колоса (Городулин), Игоря Павлова (Мамаев), Натальи Ионовой (Клеопатра Мамаева), Аглаи Гершовой (племянница Турусиной)… И впечатляющие второстепенные персонажи - из "службы обеспечения".

Фото: предоставлено пресс-службой Театра "На Литейном"

Вот что рассказал "РГ" режиссер.

Несколько необычное название у вашего спектакля - "Мудрец|ы"…

Сергей Морозов: Название родилось не сразу, но на достаточно раннем этапе репетиций. Часто Глумова противопоставляют обществу Мамаевых, Городулина, Крутицкого… Мне же было важно объединить их одним понятием. "Мудрость" в данном случае несет, скорее, ироничный смысл. Герои, с одной стороны, мудры, каждый по-своему, но при этом у каждого есть уязвимое место. С одной стороны, это группа людей, каждый член которой следует целям, необходимым для сохранения и поддержания этого, в большой степени, "закапсулированного", "запаянного", отстроенного от постороннего влияния сообщества. С другой стороны, они быстро предают самих себя и друг друга. Мне хотелось избежать противопоставления им Глумова. Это отображено и в названии спектакля.

К тому же в современной речи мы редко услышим поговорку "На всякого мудреца довольно простоты", и я считаю, что короткое название будет правильным для современного спектакля.

Эту пьесу вы уже ставили прежде - во Владимирском театре драмы. Получили премию "Лучшая режиссура" на театральном фестивале "Дни Островского в Костроме". И снова выбрали ее для постановки.

Сергей Морозов: Да, это было 12 лет назад. Изменился мир вокруг, изменился я сам, изменились акценты текста. Пьеса Александра Николаевича по-прежнему актуальна. Хоть каждое время и привносит свои акценты. При повторном обращении к материалу я никогда не делаю повторов предыдущей постановки. И "На Литейном" получился принципиально иной спектакль.

Отправной точкой для выбора материала стал актерский "расклад" на роли в этой пьесе. А уже во время работы я еще острее ощутил современность этой пьесы. Я благодарен артистам, которые смело, азартно пошли на неканоническую трактовку материала. Конечно, здесь большую роль сыграла сценография Александра Орлова. Я впервые работал с этим Художником с большой буквы. Под впечатлением от первых же его эскизов у меня сложились мизансцены, которые рождает его пространство. Лифт как определяющий элемент пространства диктовал и способ взаимоотношений героев и окружающей среды. Кастовость, структурность общества, "допуски" на определенный уровень или этаж - все эти понятия являются стержнем действенных мотиваций персонажей. Позже появилось понимание замкнутости системы, не только жилые пространства, но и рабочие (фитнес-центр, спа-зона, бутики, салоны красоты…). Все это замкнутая система кондоминиума, структура, в которую если попадаешь, то обязан следовать ее правилам. Законы этого общества достаточно быстро усвоил Глумов. Молодой человек обрел опыт и может пойти дальше - и, возможно, именно он будет выстраивать эту систему в будущем.

Постановка осуществлена при помощи гранта Министерства культуры РФ при поддержке Союза театральных деятелей РФ.