19.01.2023 09:04
    Поделиться

    Почему транспортной реформой в Кургане недовольны и пассажиры, и перевозчики

    Стартовавшая в Кургане 3 января реформа общественного транспорта привела к неожиданному результату. Хотя количество маршрутов удвоилось, пассажиры стали еще чаще жаловаться, что не могут вовремя уехать. Перевозчики вынуждены на ходу корректировать графики движения. Власти успокаивают: идет переходный период, скоро все наладится.
    На старте реформы по улицам Кургана наряду с новыми автобусами продолжают ходить и старые. Постепенно они уйдут с маршрутов.
    На старте реформы по улицам Кургана наряду с новыми автобусами продолжают ходить и старые. Постепенно они уйдут с маршрутов. / Татьяна Андреева/РГ

    О том, что в городе началась реформа, стало понятно по новым автобусам с логотипом "Курганский городской транспорт" без пестрой рекламы на бортах и измененным номерам маршрутов. Правда, старые пазики тоже никуда не исчезли - некоторые курсируют по тем же маршрутам, что и новые. Но от этого ситуация с транспортным обслуживанием пока не улучшилась, а, наоборот, едва не дошла до коллапса.

    Центр управления регионом приводит данные: с 3 по 12 января в соцсетях и на платформе обратной связи "Госуслуги. Решаем вместе" по Кургану зафиксировано 1926 обращений, из них более половины (1010) - по проблемам общественного транспорта. Завален жалобами пассажиров и портал "Обратись". Такое впечатление, что людей не устраивает абсолютно все: маршруты, количество автобусов, графики движения и даже таблички с расписанием на остановках - висят высоко, а шрифт мелкий. Курганцы также недовольны тем, что приходится ездить с пересадками. Власти твердят о недопустимости резкого подорожания проезда, подчеркивают горожане, но из некоторых районов на работу теперь можно добраться только с пересадкой, а значит, цена проезда вырастает в два раза - с 30 до 60 рублей. И это только в одну сторону.

    Графики движения вызывают нарекания и у перевозчиков.

    - Еду сейчас из микрорайона Черемухово, - отвечает на звонок корреспондента "РГ" руководитель транспортного предприятия Алексей Кирпищиков. - Изучали комиссионно пассажиропоток: сколько человек вошло в автобус, сколько вышло.

    Теоретически на линию должны выезжать 610 машин, что нереально - нет водителей. Как раз тут и кроется главная проблема

    - Так ведь его еще до реформы исследовали ученые, которым заказывали в прошлом году разработку документов транспортного планирования!

    - Так то теория, а на практике все по-другому. Будем отлаживать в ручном режиме.

    Компания Кирпищикова - одна из четырех, выигравших конкурс на перевозки по муниципальным регулируемым маршрутам. Напомним: в прошлом году город обслуживали 24 перевозчика (15 юрлиц и 9 ИП). В нынешнем их количество может уменьшиться. По мнению Алексея, графики, интервалы, расписание, маршруты можно отрегулировать быстро. Главная проблема не в этом.

    Сейчас во многих городах проходит транспортная реформа. Регионы побогаче покупают сразу нужное количество автобусов, старые маршруты закрывают и запускают новые. В Кургане такой возможности нет. Поэтому основная экономическая нагрузка легла на плечи перевозчиков. Ситуация здесь отличается еще и тем, что у большинства предпринимателей не закончились сроки действия разрешительных документов на перевозки, они будут уходить с маршрутов постепенно вплоть до 2024 года. В результате одновременно действуют старая маршрутная сеть (360 графиков движения) и новая (250). Теоретически на линию должны выезжать 610 машин, но это нереально: нет водителей. И как раз тут и кроется главная проблема.

    - У нас почти два месяца стоят без движения десять новых автобусов, - говорит Кирпищиков. - Приобрели пока 20, планируем купить в этом году еще 52. Но кого сажать за руль? Пытаемся, конечно, обучать, но это небыстрый процесс.

    Глава предприятия видит единственный выход из положения в укрупнении перевозчиков. Плюсов у такого варианта много. Компания это уже почувствовала на себе. После победы в конкурсах у нее увеличился объем перевозок, благодаря чему заключили с Газпромом соглашение о скидках: теперь топливо на заправках отпускают на 6 рублей дешевле, чем другим. Далее с заводом-производителем напрямую договорились о поставках автобусов и запчастей к ним (у дилеров эта продукция значительно дороже). За счет экономии можно повысить зарплату водителям, а значит, и привлечь квалифицированные кадры. Еще плюс укрупнения: экономия на ставках медработника, механиков - их требуется меньше. Отпадает и желание устраивать на дорогах гонки - не состязаться же с самими собой. Словом, выигрывают все - перевозчики и пассажиры.

    Впрочем, не всех предпринимателей такая перспектива устраивает.

    - Я слишком долго шел к тому, чтобы открыть свое дело, а теперь меня опять пытаются загнать в какой-то трест и поставить надо мной начальника! - не согласился объединяться один из мелких перевозчиков. - Пусть лучше реформу отрегулируют как положено, а не подводят к закрытию предприятий.

    Конечно, никто к слиянию не принуждает, но к объединению подталкивает и сама жизнь, и транспортная реформа. На вопрос пассажиров в прямом эфире о том, будет ли в городе введен единый проездной, директор транспортного управления Павел Коваленко сообщил: сейчас идут переговоры о том, чтобы распространить дисконтную карту, действующую в автобусах крупной компании, на другие маршруты. Правда, речь идет только о регулируемом тарифе.

    - К старому - нерегулируемому тарифу и ветхим автобусам - возврата не будет, - заявила глава Кургана Елена Ситникова.

    По словам мэра, чиновники не сидят в кабинетах: по каждой жалобе выезжают на место вместе с сотрудниками ГИБДД, изучают ситуацию и оперативно корректируют график движения. За год власти обещают заменить треть подвижного состава и полностью отладить маршрутную сеть. А уже до конца января заработает электронная карта маршрутов, позволяющая отслеживать движение автобусов онлайн.

    Поделиться