Мы задались вопросом, во сколько обходятся екатеринбургским театрам современные постановки, например самые дорогие, и из каких источников складываются их бюджеты.
Не все учреждения культуры оказались готовы к такому разговору. Например, в оперном свой самый дорогой спектакль нам так и не назвали. Хотя на сайте театра легко найти прошлогоднее интервью его директора Андрея Шишкина, который привел цифры: минимальный бюджет полноценной постановки - 12 миллионов рублей. При концертном исполнении можно обойтись суммой в 20 раз меньшей. Деньги на постановки театру выделяют из федерального бюджета, но не 100 процентов (так, в 2019 году доля бюджетного финансирования составляла чуть менее 80 процентов). Несколько раз "Урал Опера Балет" запускал краудфандинг, например, в том же 2019-м удалось собрать таким способом 455 950 рублей. Заметим, что в то время екатеринбургский оперный стал 12-м из 40 самых богатых театров России, по версии Forbes.
В театре музкомедии (он в областном подчинении) долго не размышляли, какой спектакль назвать самым дорогим, самым амбициозным и самым громким. Это поставленная 15 лет назад "Екатерина Великая". Потраченные тогда 17 миллионов рублей по сегодняшним ценам можно смело умножать на два, а то и на три. Причем значительная часть этой суммы должна была поступить от спонсоров. Оцените масштаб авантюры: когда работа шла полным ходом, предстояло найти почти половину денег на постановку! Михаил Сафронов, тогдашний генеральный директор театра, взялся за этот проект, когда было готово большинство музыкальных номеров и прописана сама история. Было ясно, что экономить нельзя - имперский размах заложен в самой идее спектакля о Екатерине Второй. Но и предъявить спонсорам на начальном этапе было особо нечего.
Чтобы раздобыть дополнительные деньги, значительную сумму потратили на продвижение спектакля. Художник по костюмам Павел Каплевич изобрел уникальную легкую "пророщенную" ткань, которая из зрительного зала выглядит дорого и весомо, как те, из которых шили царские одежды. Эту ткань никто еще не видел, но о ней уже рассказывали - так родился миф. И вот, появилось первое розовое платье для венчания принцессы Фике - в нем актриса Мария Виненкова исполнила музыкальный номер из будущего спектакля на модном форуме в Москве. После этого началась активная работа со спонсорами: их уже было чем заинтересовать.
Еще одно необычное мероприятие для спонсоров провели, когда спектакль был собран, - фешен-вечер, в котором приняли участие крупные компании. Занятые в спектакле актрисы тогда надели украшения с бриллиантами стоимостью от 1 до 15 миллионов. Ассистенты в белых перчатках, секьюрити рядом с каждой актрисой - все в высшей степени необычно. Промоусилия окупились: от спонсоров было привлечено около 41 процента от общего бюджета. А после премьеры устроили прием в духе эпохи Екатерины Второй, где роскошь соседствовала с широким народным гулянием.На лестнице постелили красную ковровую дорожку, а в шатрах на улице стояли кадки с солеными огурцами и квашеной капустой. Пляски, фейерверки…
Такого вливания в промо ни до, ни после в театре не было. Хотя мировых премьер у музкомедии много, к "Екатерине Великой" до сих пор отношение особое. По сей день этот спектакль - "кормилец" театра. Он идет с аншлагами дважды в месяц, и за прошедшие годы принес не менее 120 миллионов рублей. Кстати, подсчитано это год назад, так что сейчас уже больше.
Мария Виненкова не только исполнительница роли принцессы Фике в "Екатерине Великой", но с 2021 года еще и главный режиссер Театра мюзикла Свердловской государственной детской филармонии. Этот театр создан в 2014 году. В спектаклях наряду с профессионалами участвуют юные актеры.
- На сегодняшний день наш самый дорогой спектакль - "Парижские тайны" Кима Брейтбурга. Стоимость постановки около 10 миллионов рублей, из них 8 миллионов - грант Министерства культуры РФ, остальное - деньги регионального минкульта и привлеченные средства, - рассказала директор Детской филармонии Людмила Скосырская.
Обычно постановка в этом театре обходится значительно дешевле - от полутора до двух миллионов рублей. Львиную долю в стоимости спектакля занимают авторские гонорары. Декорации, реквизит, пошив костюмов обходятся гораздо дешевле, чем музыка и либретто - у детской филармонии есть собственные цеха, которые берут это на себя. Выбор в пользу не самого дешевого, но зато востребованного публикой материала здесь считают оправданным.
- Наверное, самое трудное и важное сегодня - найти правильный спектакль, интересный зрителю. У нас своя четко определенная ниша - дети, молодежь, семья. И, конечно, мы ищем пьесы, которые будут интересны юным зрителям. А еще, с учетом того, что у нас музыкальный театр, в них должна быть интересная музыка. Неслучайно идут "Летучий корабль" Дунаевского, ставший хитом "Дубровский". Очень хорошо, когда режиссеры попадают в десятку, - тогда это интересно и взрослым, и детям, - делится Скосырская.
В Екатеринбургском театре современной хореографии "Провинциальные танцы", получившем наконец собственное помещение - здание кинотеатра "Колизей", не нашли в репертуаре очень уж дорогих спектаклей: стоимость постановок здесь варьируется от 250 тысяч до 2,5 миллиона. В отличие от коллективов, о которых шла речь выше, у "Провинциалов" нет своих производственных цехов, так что декорации и костюмы приходится заказывать на стороне. Театр муниципального подчинения, то есть получает деньги из городского бюджета, как и ТЮЗ, и кукольный. Частично постановки финансируются за счет грантов. Процесс их получения непрост, но это большое подспорье и хорошая возможность "выйти за бюджет". Опять же, за последние годы деньги значительно подешевели, и на следующий спектакль, по приблизительным прикидкам, нужно от 3 до 5 миллионов.
- Речь идет о совершенно не роскошной постановке, просто достойной. Из этих денег не меньше миллиона - гонорары композитора, приглашенного хореографа, художника по костюмам и свету и т. д. Причем гонорары эти не самые большие, потому что есть люди, которые готовы с нами работать за небольшие деньги, - рассказала директор театра Ольга Паутова.
Театры федерального, областного, муниципального подчинения получают разное финансирование, но все они сталкиваются с финансовыми трудностями. Справляются с ними по-своему, при этом стараются публично не жаловаться на нехватку денег.
Это право они доверили одному человеку: он бьется за свой театр, у которого ни областного, ни муниципального начальства нет - это частное учреждение. Конечно, речь о "Коляда-театре", ставшем одной из визитных карточек Екатеринбурга. По словам Николая Коляды, он умудряется делать спектакли "из г…, палки и маминой шторы". Мы застали режиссера в момент, когда грузили декорации для гастролей в Москве. Вынесенные со сцены на белый свет вещи выглядели не слишком презентабельно, а из зрительного зала смотрелись вполне достойно. Итак, о каких расходах идет речь в этом храме искусства?
- Самый дорогой спектакль, наверное, "Анна Каренина". Для него было куплено много всякого барахла. Ну и "Сорочинская ярмарка" - где-то в пределах 100 тысяч рублей. Но не более - не полмиллиона. Знаете, как говорят? Из курочки сварит суп и дурочка. Были бы деньги, так я бы такое забабахал! - размышляет драматург. - У меня спектакли идут по 18 лет. "Ревизор", "Старая зайчиха", "Маскарад", "Гамлет" объездили весь мир. А для "Конька-Горбунка", который мы сыграли 93 раза на Новый год, я вообще купил четыре пары цокающих ботинок для степа по пять тысяч рублей. 20 тысяч - все, что было затрачено, остальное из подбора: вытащили все из углов. У меня нищий, бедный театр, и принцип такой: главное не машинерия, не костюмы, а прежде всего актеры.
Смех, слезы, душевный подъем и долгие раздумья, любимая музыка и восторг - далеко не все, что дарит нам театр, можно перевести в цифры. Но с деньгами воплотить талантливый замысел, безусловно, легче.