19.01.2023 11:44
    Поделиться

    Как работают карбоновые полигоны в регионах Урала

    В 2021 году в России начали создавать сеть карбоновых полигонов на территориях с уникальными экосистемами - от таежных лесов до Арктики. На таких площадках ученые выясняют, от чего зависит накопление и эмиссия парниковых газов, чтобы разработать систему контроля углеродного баланса. Как это происходит и какова роль бизнеса в процессе, выяснял корреспондент "РГ" на примере Уральского федерального округа, где действуют четыре карбоновых полигона.

    Резервуар жизни

    Одним из мест исследований стали таежные леса Свердловской области. По словам руководителя проекта "Урал-Карбон" Виктора Валдайских, сначала на небольшом участке выявляют динамику и пространственное распределение потоков атмосферного углерода, а затем масштабируют результаты на территорию региона. В работе участвуют полсотни научных сотрудников из восьми организаций - институтов УрО РАН и вузов, среди которых Уральский федеральный, аграрный и лесотехнический госуниверситеты.

    Запасы углерода измеряют на площадках полигона - Коуровской астрономической обсерватории УрФУ и учебно-опытного лесхоза УГЛТУ. Для этого используют наземные приборы, данные со спутников и беспилотников, а по итогам замеров строят математическую модель баланса углерода парниковых газов. Очевидно, что их источником является не только промышленность, но и природные сообщества.

    - Любая экосистема одновременно накапливает и расходует углерод, но наша задача - в рамках реализации климатических проектов добиться более быстрого его накопления и консервации на долгий срок. Чтобы разработать технологии сдвига углеродного баланса, необходимо создать искусственный участок - карбоновую ферму. В регионе такие условия уже есть: это могут быть рекультивированные нарушенные территории, прежде всего отвалы горнодобывающей промышленности, восстановленные леса и другие, - рассказывает Виктор Валдайских.

    Помимо лесов важнейшим резервуаром углерода считаются болота, несмотря на то что они занимают три процента поверхности суши. Для их изучения еще в 2009 году в Югре на верховом болоте появился полевой стационар "Мухрино" - он создан при поддержке компании "Салым Петролеум Девелопмент Н.В." и окружного правительства и входит в консорциум сетевого проекта "Международная сеть наземных исследований и контроля в Арктике" (INTERACT). Нынче там, как и на площадке карбонового полигона, следят за парниковыми газами в центральных районах Западной Сибири.

    Наука может помочь предприятиям с минимальными издержками развиваться в соответствии с новой низкоуглеродной доктриной

    В ХМАО в такой деятельности участвуют 16 специалистов Югорского государственного университета и привлеченные партнеры. Как рассказывают замдиректора НОЦ-кафедры ЮНЕСКО "Динамика окружающей среды и глобальные изменения климата" вуза Ирина Ахмедова и ведущий научный сотрудник Егор Дюкарев, в прошлом году на полигоне установили вышку для наблюдений высотой 40 метров и выполнили ряд исследований.

    - С помощью беспилотника наши сотрудники составили ортофотоплан местности и цифровую модель рельефа участка смешанного леса на полигоне "Мухрино". В частности, изучили суточную и годовую динамику потоков углекислого газа болотного комплекса и узнали, что значимое поглощение углерода в этой экосистеме происходит с мая по август, а с октября по апрель суммарный экосистемный обмен становится положительным, - делятся первыми результатами работы научные сотрудники ЮГУ.

    Купировать выбросы

    На первый взгляд, карбоновые полигоны и фермы кажутся интересными только с научной точки зрения, однако они дают возможность бизнесу реализовать проекты снижения выбросов и внедрить "зеленые" технологии. Оказывается, компании ТЭК весьма заинтересованы в работе полигонов на территории Тюменской области, Ямала и Югры, где добывающий сектор определяет не только развитие экономики региона, но и состояние окружающей среды.

    - Тюменский карбоновый полигон заключил партнерское соглашение с компанией "СИБУР", которая инвестирует в оборудование и участвует в совместных проектах, например, в разработке карбонового калькулятора для подсчета выбросов. Она поддерживает научно-исследовательские проекты, направленные на изучение секвестрационного потенциала экосистем (оценки захвата углекислого газа. - Прим. ред.) и сортов растений, эффективно поглощающих парниковые газы, - говорит проректор Тюменского госуниверситета Андрей Латышев.

    Он добавляет, что в прошлом году создан консорциум в области образования и консалтинга по карбоновой тематике CE&D (Carbon Education and Development), куда вошли восемь университетов и пять научно-образовательных центров мирового уровня, в том числе Западно-Сибирский НОЦ, объединяющий Ямал, Югру и Тюменскую область. Они как раз займутся созданием технологий и климатических проектов для местных предприятий, а также разработкой обучающих программ для специалистов.

    - Нам оказывает материальную поддержку Группа "Синара", но этого недостаточно. Отмечу: мы нуждаемся не просто в средствах, а в полноценном сотрудничестве с учетом интересов компаний - пока их не так много. Мы можем помочь предприятиям с минимальными издержками развиваться в соответствии с новой низкоуглеродной доктриной. Ведь технологии декарбонизации будут отраслью индустрии будущего и непременно станут частью ESG-стратегий бизнеса, - уверен Виктор Валдайских.

    Напомним: правительство России уже предложило ввести обязательную углеродную отчетность для компаний с этого года. Кроме того, в стране разрабатывают внутреннюю систему регулирования выбросов парниковых газов: вводятся понятия карбоновой единицы и карбоновой биржи, ожидается появление квот на выбросы и система штрафов за их превышение. Известно, что в странах Евросоюза намерены ввести трансграничный налог для экспортеров, чья продукция имеет большой углеродный след. Хотя в условиях санкций эта проблема не так актуальна, в будущем от ее решения нам все равно не уйти.

    Менеджер по углеродному балансу

    Для развития карбоновых полигонов сегодня остро требуется измерительное оборудование отечественного производства, так как изначально закупалось в основном импортное. Нужны и новые кадры. А поскольку операторами этих проектов являются вузы, им предстоит и готовить специалистов. В ЮГУ, к примеру, ввели учебные дисциплины по углеродному менеджменту и климатическому регулированию, магистратуру по управлению природопользованием в нефтегазовом регионе и т. д.

    - Мы сделали ставку на решение трех задач. В рамках просветительской мы устраиваем в ТюмГУ летние школы и рассказываем об антропоцене - влиянии человека на окружающую среду. Развивая стратегическое направление, вуз проводит интенсивы по практике создания карбоновых полигонов. Сообщество экспертов в этой сфере лишь образуется, поэтому мы собираем на площадке представителей полигонов, вузов, региональной власти и бизнеса, - поясняет Андрей Латышев. - В рамках третьего направления - работы на земле: обучаем специалистов, скажем, управлению беспилотниками.

    Помимо вузовских университет разработал программу дополнительного профобразования совместно с Пекинским университетом лесной промышленности и Хайнаньским институтом пространственной экологии. Это первая в стране российско-китайская программа в области карбоновой тематики, в ее рамках слушатели пройдут стажировки на полигонах России и Китая. К слову, в КНР два года назад создали самую крупную в мире систему углеродного регулирования.

    В ТюмГУ до 2025 года по этой программе планируют выпустить около 200 специалистов - это могут быть руководители карбоновых полигонов и климатических проектов, специалисты компаний-партнеров и основатели технологических стартапов. Причем подавать заявки на участие в программе могут и команды до трех человек. Международное сотрудничество в сфере экологического образования университет также наладил с Казахстаном, Азербайджаном и Белоруссией.

    А на карбоновом полигоне Ямала уже ведут исследования студенты разных вузов страны вместе с сотрудниками Научного центра изучения Арктики. Мониторинг экосистем лесотундры, северной тайги и низовьев Оби, который осуществляется с вышки радиолокационной станции высотой 198,6 метра, позволяет оценить изменение климата и деградацию вечной мерзлоты. Летом там запустят модули для лабораторных исследований, чтобы обрабатывать результаты полевых работ на месте.

    Поделиться