19.01.2023 10:00
    Поделиться

    ВТБ запускает онлайн-банк в Telegram

    ВТБ, второй по размеру активов банк в РФ, первым в России запускает полноценный онлайн-банк в Телеграме.

    Клиентам будут доступны повседневные финансовые услуги, а среднее время проведения операций по ним сократится в два раза, сообщил журналистам старший вице-президент, руководитель департамента цифрового бизнеса ВТБ Никита Чугунов.

    Сервис будет доступен владельцам смартфонов всех операционных систем, причем для пользователей iOS он станет альтернативой приложению из AppStore.

    "Запуск банка в Телеграме пройдет в несколько этапов. Сначала сервис будет охватывать половину наиболее востребованных у клиентов финансовых услуг: просмотр баланса карт и счетов в ВТБ, перевод денег через СБП, пополнение счёта мобильного телефона", - отметили в кредитной организации.

    Планируется затем запустить оплату по QR-коду и возможность сформировать QR-код, историю операций, переводы между своими счетами, пакетную оплату счетов, переводы между своими счетами со своей карты в другом банке на карту в ВТБ. К концу 2023 года в Телеграме клиентам будут доступны все повседневные банковские услуги, а также выпуск некоторых цифровых продуктов.

    "В прошлом году мобильные версии российских банков были удалены из многих магазинов приложений. Поэтому создание максимально приближенной к онлайн-банку альтернативы стало для нас стратегически важной задачей", - указывает член правления ВТБ Святослав Островский.

    По его словам, ВТБ планирует поэтапно расширять функционал нового цифрового сервиса до уровня полноценного приложения. В банке ожидают, что наиболее интересно его развитие будет пользователям устройств на iOS, для которых он станет заменой мобильного приложения.

    По словам зампреда ВТБ Вадима Кулика, архитектура предложенного решения не предполагает передачу клиентских данных на серверы Телеграма. Для защиты клиентских операций реализована уникальная 5-факторная защита.

    Новый цифровой банк будет создан на базе существующего чат-бота ВТБ в Телеграме.

    Как отмечает преподаватель Департамента налогов и налогового администрирования Финансового университета Татьяна Селютина, сейчас в телеграм-боте можно провести три операции: пополнить счет мобильного телефона, проверить текущий баланс и перевести деньги по номеру телефона, то есть по сути те же действия, которые можно совершить с помощью смс-сообщений на короткий номер банка. Сами операции происходят не внутри мессенджера, а внутри приложения, телеграм-бот получает к нему доступ с разрешения пользователя.

    "Что касается безопасности подобных операций, то бот предлагает настроить конфиденциальность внутри самого телеграма, а это несколько усложняет и вызывает опасения у пользователя. Пока работает приложение Баланс, бот вряд ли будет пользоваться популярностью как раз из-за неопределенности в вопросах конфиденциальности", - отметила эксперт в беседе с "РГ". Как резервный вариант проведения экстренных операций в случае блокировки приложения - возможно. Однако, полностью заменить полноценное приложение бот, к сожалению, не способен, считает она.

    По словам доцента кафедры мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Г.В. Плеханова Максима Маркова, дублирование банками своих сервисов в мессенджерах является вполне разумным и обоснованным шагом в современных условиях.

    "Большинство продвинутых клиентов банков активно пользуются различными мессенджерами как для своих личных потребностей, так и для бизнеса. При этом некоторые мессенджеры уже предоставляют услуги, аналогичные банковским. Так, например, пользователям ресурса ВКонтакте уже доступны переводы и платежи и т.д.", - замечает эксперт.

    При этом, указывает он, при реализации любых цифровых продуктов и продвижении услуг в мессенджерах банкам необходимо будет уделять большое внимание вопросам кибербезопасности.

    Примеру ВТБ, наверняка, последует ряд банков, в первую очередь IT-продвинутых. Данный сервис будет востребован в первую очередь молодежью и активными пользователями соцсетей и мессенджеров, но на начальном этапе не сможет полностью заменить мобильные приложения, считает эксперт. Но по мере развития технологий и изменения портрета массового пользователя банковских услуг, ситуация может измениться.

    В пресс-службы Росбанка "РГ" сообщили, что на данный момент не планируют запуск полноценного онлайн-банка в Telegram. "Мы хотим внимательно изучить рыночный опыт и потребности клиентов в этом направлении. Исходя из этого будем принимать решения", - отметили в банке.

    Представитель банка "Уралсиб" заявил "РГ", что на данный момент запуск такого сервиса не планируется.

    Поделиться