Увлечение Константина Сергеевича Алексеева (настоящая фамилия Станиславского) родом из домашнего театра. Станиславский родился в семье богатых фабрикантов-староверов. Представить, что в те времена купец станет театральным режиссером, практически невозможно. Но отец Сергей Владимирович Алексеев потакал любым причудам детей - их у него было десятеро. Возил в оперу, в цирк - они об этом сами настойчиво просили. Станиславский вспоминал, как долго собирались на такие выезды. Как надевали белые перчатки, а главное условие родителей было вернуться в таких же чистых, белоснежно-белых перчатках домой. По просьбе детей в семейном подмосковном имении Любимовке выстроили театральный флигель. А эти скромные деревянные стулья поставили в зрительном зале. Кстати, до 1917 года Станиславский дело семьи тоже не бросал - был директором золотоканительной фабрики.
Все спектакли домашнего театра играли всего один раз. Удивительно, но для одного раза готовились лучше, чем в профессиональном столичном театре - привозили из заграницы дорогие ткани, шили костюмы, искали аутентичные предметы для реквизита. Японский спектакль "Микадо" впервые играли семь раз, настолько он понравился зрителю - даже пресса с восторгом отзывалась о постановке. Пьесу сестры Станиславского впервые увидели во Франции. Они привезли ее домой вместе с костюмами. На выставке можно увидеть фотографии всей семьи в кимоно из "Микадо". К созданию декораций спектакля был причастен Константин Коровин. У сотрудников музея есть предположение, что веер тоже был расписан известным художником. Его передала в музей советская актриса Софья Пилявская: его подарил ей Владимир Сергеевич Алексеев.
Макеты всех спектаклей Алексеевского кружка и Общества искусства и литературы Станиславский делал сам. Режиссер очень неплохо рисовал. Ему было важно в театре все - грим, костюм, даже чтобы костюм был удобен актеру. Изящные, детализированные макеты сегодня большой раритет. Как рассказывает куратор выставки Марфа Бубнова, эти макеты, сделанные из бумаги, из-за их хрупкости редко выдают на выставки.
В 25 лет Константин Сергеевич сыграл глубокого старика (к слову, свой театр он открыл в 35) в спектакле "Скупой рыцарь". Коллеги отговаривали его от роли Барона. Ведь молодому актеру неизвестно, как с утра трудно встать с постели старику, как ломит все тело. "Я все это сыграю", - уверенно отвечал Станиславский - мастер перевоплощения.
Московский художественный театр открылся 14 октября 1898 года спектаклем "Царь Федор Иоаннович". На открытие отцы-основатели пришли во фраках.
Тот самый фрак Станиславского прекрасно сохранился. Константин Сергеевич настолько сильно волновался перед открытием, что у него тряслось колено, он бесконечно выбегал на сцену, а перед самым началом, не снимая фрака, просто пустился в пляс, да так увлеченно, что только помощник режиссера Александр Санин смог уговорить его уйти за кулисы.
Леонтьевский переулок, дом N 6 - главный адрес Станиславского в Москве. После революции, как и многие представители знатных семей, Станиславский покинул свой дом. Но по ходатайству Луначарского к Ленину получил разрешение на выбор дома. Константин Сергеевич искал помещение, обладающее подходящей акустикой для Оперной студии. Им был выбран особняк 1645 года. Сегодня в доме-музее Станиславского (часть музея МХАТ) можно увидеть жилые комнаты режиссера и его жены - артистки МХАТ Марии Лилиной, "Онегинский зал", "Синее фойе" (описанное в романе Михаила Булгакова "Театральный роман").
Выставка в Музее МХАТ (Зеленое фойе МХТ им. Чехова) открыта до 27 марта.