19.01.2023 18:47
    Поделиться

    Член-корреспондент РАН Наталья Мокрышева: Эндокринные болезни создают фон для всех остальных заболеваний

    Беседа с директором Национального центра эндокринологии членом-корреспондентом РАН Натальей Мокрышевой началась с цифры: половина россиян - почти 65 млн - имеют какое-нибудь эндокринное заболевание. Это и болезни щитовидной железы, и гипофиза, и половой системы, и диабет... Эндокринология - это вся гормональная система человека. Та же щитовидная железа, или просто "щитовидка", давно и постоянно у всех на слуху. Тому же важнейшему в нашей жизни гипофизу о таком внимании остается только мечтать. А вот щитовидка, обитающая где-то в районе шейного отдела позвоночника, которую и разглядеть-то невозможно... Две ее доли с общим весом у взрослого человека в 12-15 граммов, а у новорожденных и вовсе 2-3 грамма. Еще в позапрошлом веке впервые пациенту ради спасения удалили щитовидную железу. Выходит, можно жить без нее. Без сердца нельзя, а без щитовидки - можно. Почему обострилось внимание к ней, другим железам, гормонам? Считалось же и считается: главные наши враги - болезни сердца, сосудов, онкологические заболевания.
    Наталья Мокрышева: Для каждого пациента мы подбираем персонализированное лечение.
    Наталья Мокрышева: Для каждого пациента мы подбираем персонализированное лечение. / Сергей Куксин/ РГ

    Наталья Георгиевна! Когда-то давно познакомилась с членом-корреспондентом РАМН, гинекологом-эндокринологом Ириной Александровной Мануиловой. Думала, будем говорить с ней о том, как рожать, как беречь беременность. А она говорила о значении гормонов, о том, как они важны, об опасности гормональных нарушений. Опубликованную заметку назвала "Гормоны - источник жизни". Признаюсь, это было как-то непривычно. Даже было какое-то недоверие. Оно, по-моему, и сейчас не ушло. Нередко пугает назначение гормональных препаратов. В маркировке не только лекарств, но и продуктов иногда пишут о наличии в них тех или иных гормонов. В нашем обиходе - "гормональный фон", "гормоны играют", "гормональный срыв". Похудел резко - гормоны виноваты. Избыток веса - ох, уж эти гормоны. Волосы выпадают - опять гормоны виноваты. Лишь инсулин (а он самый что ни на есть гормон поджелудочной железы) вне осуждения. По той простой причине, что без него нет жизни страдающим сахарным диабетом. Нами правят гормоны? Они источник жизни?

    Наталья Мокрышева: Абсолютно точно.

    Поэтому Наталья Георгиевна, вы, родившаяся в семье врачей, избрали именно эндокринологию?

    Наталья Мокрышева: Убеждена: эндокринные заболевания создают фон для всех остальных заболеваний. Нормальная работа эндокринной системы - условие для того, чтобы человек был здоров. Да, нельзя жить без сердца, а без щитовидной железы можно. Но при непременном условии: постоянном восполнении извне ее, щитовидной железы, гормонов. Хорошая работа щитовидной железы необходима при беременности, то есть на этапе закладки всех систем и органов плода. Формирование мозга, что самое главное, целиком и полностью под управлением гормонов щитовидной железы. А вот в старшем возрасте ее активность, как и многих эндокринных желез, потихонечку снижается. Снижается выработка гормонов.

    Эндокринология - это вся гормональная система человека

    А еще, к сожалению, есть зоны, эндемичные по дефициту йода.

    Наталья Мокрышева: Да, для России это большая проблема. Но мы надеемся, что будет принят закон о ликвидации йодного дефицита, как в большинстве развитых стран. Вспомним, о врожденном гипотиреозе, который мы победили, по сути дела, в России. Введен скрининг на врожденный гипотиреоз при рождении каждого младенца. Из его пяточки берут капельку крови. И в виде сухого пятна передают в лабораторию. Если выявляется дефицит гормонов щитовидной железы, тут же его начинают компенсировать. Тем самым предотвращается развитие тяжелых осложнений.

    А если проводится экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО), эти нюансы учитываются?

    Наталья Мокрышева: У нас в НМИЦ эндокринологии есть специализированное, одно из лучших по своей результативности, отделение экстракорпорального оплодотворения. К нам приходят пациенты с бесплодием, вызванным различными причинами. В том числе эндокринными нарушениями. Это может быть излишний вес или его дефицит, опухоли гипофиза или какие-то наследственные эндокринные болезни и т.д. Каждый обратившийся сначала проходит скрининг у эндокринолога. И нередко преодолевается бесплодие без ЭКО. А если уже нет выхода, то они передаются для ЭКО. Будучи нейроэндокринологом, я веду десятки семей с исходным диагнозом бесплодие. Нейроэндокринология изучает работу всех эндокринных желез, и прежде всего, главной - гипофиза. Она как раз командир, регулирует работу всего остального. Так вот на днях у меня была моя пациентка, которую я начала лечить почти 30 лет назад, когда писала кандидатскую по опухолям гипофиза. Эти опухоли бывают разные. Так вот тогда пришла ко мне девочка 14 лет. И мы начали решать ее проблемы с репродуктивным здоровьем. Раньше бы ей сказали: "Ну все, ты не будешь иметь детей". А мы с ней все подкорректировали, и она родила троих замечательных ребят. Есть специальные препараты, которые принимаются два раза в неделю. С их помощью мы блокируем выработку лишнего пролактина, и организм нормально работает. Для каждого пациента мы подбираем персонализированное лечение. Ведь генетические нарушения часто приводят к развитию уникальных эндокринных заболеваний. Иногда определяем ситуацию и знаем, что у ребенка высокий риск развития рака, например, щитовидной железы. Иногда приходится даже превентивно убирать железу.

    Убираете, и человек всю жизнь на гормонах? Качество жизни нормальное?

    Наталья Мокрышева: При правильно подобранном лечении - это счастливая и здоровая жизнь. Определив мутацию в конкретном гене, мы можем поставить диагноз и наблюдать человека. При малейших первых признаках недуга оказать правильную помощь. Ибо знаем, что ему надо. Тогда у него не развиваются осложнения. И он живет нормально. Либо на гормонах, либо без гормонов, в зависимости от ситуации.

    А зачатие, рождение детей таким людям светит?

    Наталья Мокрышева: В большинстве своем, да. Более того, чтобы не передать по наследству мутацию в каком-то гене, есть вариант предимплантационной диагностики. Выбирается просто здоровый генетический материал, и рождается здоровый ребенок. В первичном звене, на уровне ФАПа, поликлиники необходимы скрининги основных эндокринных заболеваний.

    Почему так боятся гормонов?

    Наталья Мокрышева: Думаю, отчасти виноват стереотип ранних применений гормонов и связанных с этим различных побочных эффектов. Раньше их применяли в больших дозах. В основном речь о женских половых гормонах: лечение менопаузы или заместительная терапия. Помимо этих гормонов есть огромное количество других: щитовидной железы, например. Вот если у человека мало гормонов щитовидной железы и если ему не принимать гормоны, он станет толстым, отечным. У него нарушится ритм сердца, он будет вялым, слабым, астеничным. Дайте ему гормон, и у него эти симптомы уйдут. Он будет жив-здоров и прекрасно себя чувствовать. Гормонов много. И их продолжают открывать. Вот недавно обнаружили новый гормон. У него еще нет имени. Пока не известно, как он себя проявляет.

    Живем в очень непростое время. Порой накатывает волна стрессов. Гормоны могут помочь? Раз они источник жизни?

    Наталья Мокрышева: Дефицит выработки гормонов может приводить к депрессии и к плохому самочувствию. И это состояние необходимо лечить гормонами. Но если у человека нет нарушения гормонального фона, а у него есть депрессия, его нужно лечить другими средствами.

    Как часто следует проверять состояние своей эндокринной системы?

    Наталья Мокрышева: Раз в год. Желательно у эндокринолога. К великому сожалению, проблема доступности эндокринологов действительно есть. Дефицит взрослых эндокринологов больше 20%, а детских - еще больше. В идеале каждый год каждый человек должен сдать, я считаю, хотя бы четыре эндокринных показателя. Какие? Первое: посмотреть сахар в крови. Второе: кальций. Если показатели выше или ниже нормы, то пациент тут же направляется к эндокринологу, делается более широкое обследование. Если мало в организме кальция и витамина Д, то высок риск остеопороза. Человек может споткнуться, упасть, получить перелом. Мы проводили исследования несколько лет назад: до 12% населения могут иметь дефицит кальция. Низкий кальций - это не только беда для костей. Это плохо для сосудов, почек. Избыток кальция предрасполагает развитие камней в почках, почечную недостаточность и даже артериальную гипертензию. Необходимо каждый год проверять уровень гормонов щитовидной железы. Если гормонов много, это может быть причиной того, что вы худеете, нервозны, плохо себя чувствуете. А если этих гормонов мало, то могут возникнуть отеки, вы набираете вес. У вас вялость, сонливость.

    Дефицит выработки гормонов может приводить к депрессии и плохому самочувствию

    У сладкоежек чаще сахар в крови выше? Или это все-таки миф?

    Наталья Мокрышева: Это миф. Живуч знаете почему? Раньше доктора определяли диабет каким образом? Мочу пробовали на вкус. Она сладкая. Это факт. Почему сладкая? Простейшее объяснение - съел много сладкого. А правда в том, что у человека нарушен метаболизм глюкозы или чувствительность к собственному инсулину. Не стану мучить подробностями. Напомню лишь: диабет бывает разный. Двух типов. Один развивается в молодом возрасте, в детстве. Тут обязательно в 98% случаев нужен инсулин, т.к. поджелудочная железа перестает его вырабатывать. Второй тип диабета развивается в старшем возрасте, бывает чаще. Именно про этот диабет говорят, что человек ест много сладкого. Почему? Потому что чаще он развивается у людей с ожирением, избыточной массой тела. И здесь диетой, ограничением сахара, углеводной пищи, созданием баланса между потреблением и расходованием можно предотвратить его развитие. Обойтись без инсулина.

    Кстати, об инсулине. Отечественный отвечает всем требованиям? Мы не зависим от его поставок?

    Наталья Мокрышева: Почти не зависим. Отечественный отвечает всем современным требованиям.

    Человек, который "сидит" на инсулине, может иметь здоровых детей?

    Наталья Мокрышева: Конечно. Только нужно подобрать правильную терапию. Раньше таким женщинам говорили: вы не можете иметь детей. И они теряли деток. Сейчас им одевается помпочка, которая подает инсулин по мере необходимости и создает фон, на котором нет угрозы выкидыша. У нас в центре создано отделение эндокринопатии и беременности. Все могут обратиться к нам с любыми эндокринными заболеваниями, чтобы вместе с врачом спланировать, как подготовиться к беременности. Практика показывает: в каждом регионе обязателен эндокринологический центр. Он может быть на базе многопрофильной больницы. Ведь поток пациентов с эндокринными заболеваниями огромный. Их меньше не становится. Напротив. Многое зависит от региональных программ и руководителей регионов.

    Становится нормой, практикой онкологическая настороженность. Очевидно, необходима и эндокринологическая настороженность.

    Наталья Мокрышева: Безусловно. Тем более, что и онкологические заболевания с большей вероятностью развиваются у пациентов с эндокринными нарушениями. У пациентов с сахарным диабетом риск развития онкологических заболеваний, так же, как и сердечно-сосудистых, гораздо выше, чем в среднем в популяции. Пациенты, у которых есть недостаточность в работе щитовидной железы, дефицит йода, риск развития рака щитовидной железы тоже в разы больше. Потому у нас в центре появился отдельный блок: онкоэндокринология. Чтобы понять, чтобы знать природу развития болезни, надо знать, что происходит в организме. И, по-моему, именно эндокринология дает ответы на такие вопросы.

    Дойти до сути. Тут требуется такая дотошность...

    Наталья Мокрышева: Грешна ею. Хотя она доставляет немало неудобств. Хорошая ли это черта? Хорошая, но в меру.

    Ваша докторская диссертация была посвящена околощитовидным железам, которые регулируют минеральный обмен. Мало того, что сама щитовидка никому не видна, так еще за ней сидят околощитовидные. Их же вовсе нельзя разглядеть?

    Наталья Мокрышева: Когда они здоровы, их сложно увидеть даже на УЗИ. Как работаем с ними? По показателям крови, по состоянию костей. Но кроме наших классических эндокринных желез сейчас мы все больше и больше узнаем о неклассических. Есть, например, такая "неклассическая эндокринная железа" - это жировая ткань. Ожирение - по сути дела, гормональное заболевание. Жировая ткань тоже вырабатывает гормоны: лептин и другие. На основании их уже разрабатываются препараты. То есть говорить о том, что эндокринная система - это только те железы, к которым мы привыкли, не приходится. Костная ткань тоже вырабатывает гормоны. Вся система жизнедеятельности завязана на гормонах. Мы учимся их узнавать и управлять ими. Все больше и больше о них узнаем.

    То есть они всегда были, просто мы о них не знали?

    Наталья Мокрышева: Конечно! А теперь мы стали понимать процесс. Вот то же ожирение. Его распространенность растет в результате того, что мы урбанизированы. У нас масса достижений, которые облегчают жизнь. Можем пойти спокойно и поесть бургер. Развитие цивилизации приводит к тому, что рождаются новые болезни. Увеличивается количество пациентов с эндокринными заболеваниями. Особенно в последние десять лет. 5 млн россиян болеют сахарным диабетом. Это только зарегистрированные. В два раза больше тех. кто болеют и не знают об этом. Почему так много? Это наши стрессы, те же инфекции.

    Инфографика "РГ"/ Леонид Кулешов/ Наталья Ячменникова
    Ключевой вопрос

    Вы, Наталья Георгиевна, инициировали марафон здоровья по ожирению. Открыли центр ожирения.

    Наталья Мокрышева: Мы подключили все регионы, различных специалистов, врачей, пациентов, поваров, представителей разных религиозных конфессий, тренеров в фитнес-клубах и тех, кто ведет здоровый образ жизни. Главное всем понять, что важен баланс между тем, что ты ешь, и как ты активен физически.

    Вы лично соблюдаете эти правила? Что, например, едите на завтрак?

    Наталья Мокрышева: Геркулес. Я его заливаю кипятком, без молока. Не варю. Ни сахара, ни соли. Немножко ягод и орехов. Стараюсь, чтобы в обед был какой-то овощной супчик. И, если получается, какой-то овощной перекус часов в 17-18. А если нет, тогда вечером (прихожу поздно) какой-то кусочек индейки, например. Я вынуждена себя ограничивать. У меня есть предрасположенность. Но я не люблю сладкое. Хотя иногда хочется шоколада. Но главное - найти возможность подвигаться. Вот этого нам всем не хватает.

    Три года вы руководитель главного эндокринологического центра страны. Директор такого центра - это женское дело?

    Наталья Мокрышева: Думаю, да. Главное - организованность и преданность делу.

    Вам не страшно, что в век цифровизации может уйти слово врача?

    Наталья Мокрышева: Это действительно опасно! Поэтому цифровизацией должны заниматься врачи, а не только айти и организаторы здравоохранения. Чтобы врач не потерял пациента как такового, контакт с ним. Цифровизация должна быть для помощи врачам и пациентам, а не вместо.

    Вам нравится ваша работа?

    Наталья Мокрышева: Очень.

    Поделиться