Памяти Кристиана Диора. За что модницы всего мира благодарят великого кутюрье

Нормандия - невероятной красоты и романтики регион Франции. Здесь писал свои бессмертные полотна Клод Моне, глядя на красоты деревушки Живерни, одной из многих в регионе. Здесь сочинял свою "Мадам Бовари" Гюстав Флобер и вдохновлялись Ги де Мопассан и Марсель Пруст... Здесь же в городке Гранвиле, который называют северным Монако, 21 января 1905 года появился на свет мальчик Кристиан Диор, которому было суждено войти в историю мировой моды. Даже больше - стать одним из основных законодателей моды на долгие десятилетия вперед.
Кристиан Диор после своего показа 1950 год. Сам того не подозревая, модельер создал роскошь, доступную абсолютно всем женщинам мира.
Кристиан Диор после своего показа 1950 год. Сам того не подозревая, модельер создал роскошь, доступную абсолютно всем женщинам мира. / Fred Ramage/Keystone/Getty Images

Несмотря на то, что в Нормандии Диор получил лишь первые яркие впечатления от жизни - в возрасте пяти лет его семья перебралась в Париж - в каждую свою коллекцию впоследствии он включал пальто, названное в честь места рождения.

Свой модный Дом Кристиан смог открыть будучи уже совсем зрелым - в 41 год после возвращения с фронта и окончания Второй мировой войны. В 1946 году в Париже при поддержке французского предпринимателя Марселя Буссака он основал Дом моды Christian Dior, однако его официальной датой открытия считается 1947 год - день презентации первой кутюрной коллекции Кристиана.

Чему была посвящена? Возвращению женщин в мир женственности. Вдохновением для 90 образов стали цветы - распускающиеся бутоны, сияние лепестков в свете солнца, головокружительные ароматы с усеянных красотой полей. А музой - родная мама Мадлен Диор. Мотив цветов - станет основным в творчестве модного Дома.

В послевоенные годы представительницы прекрасного пола уже основательно привыкли к практичной, не яркой, унифицированной одежде, не подчеркивающей утонченную фигуру. Корсеты и кринолин, казалось, совсем забыты. В это время появляется Диор и показывает на подиуме платья с зауженной талией и пышной юбкой, доходящей до середины голени, открытым декольте и плечами... Впоследствии это все станет узнаваемым почерком модельера. Коллекция имела моментальный успех, и Кристиан Диор буквально проснулся знаменитым. А в моде благодаря словам главного редактора Harper's Bazaar Кармелы Сноу появился новый термин New Look, которым охарактеризовали одежду от кутюрье. Были и недовольства среди публики, но куда без них. Начинающий модельер не стремился совершить модную революцию, он просто так чувствовал истинную натуру женщины, которая была спрятана после войны.

Увы, творить Диору было отмерено всего десять лет.

Семь вещей, придуманных и возрожденных Кристианом Диором, которые перевернули мир моды и не потеряли актуальности до сих пор

Жакет le Bar

1955 год. Кристиан Диор на генеральной репетиции показа. Модель демонстрирует жакет Le Bar. Фото: Keystone-France\Gamma-Rapho via Getty Images

Жакет с подчеркнутой талией, эффектной баской и треугольным декольте вошел в дебютную коллекцию Кристиана Диора. Он предлагал носить жакет с пышной юбкой Corolle или юбкой-карандаш длины миди. Архитектурно кутюрье все так тонко просчитал, что в итоге жакет подходит всем типам фигуры. Чтобы добиться такой идеальной посадки, Диор собственноручно изменил форму деревянного манекена молотком, добавив ему более выраженные изгибы. В тех или иных трансформациях жакет le Bar присутствует практически во всех коллекциях Дома по сей день (исключение - небольшой период под руководством молодого Ив Сен Лорана).

Пышная юбка Corolle

Кристиан Диор знал, что чем пышнее складки юбки, тем визуально изящнее кажется женская щиколотка. Модель в платье от Dior 1954 год. Фото: Mark Shaw/Getty Images

Corolle в переводе с французского языка значит "венчик цветка". Женщины в таких юбках - действительно подобно цветкам: при ходьбе ткань двигается будто бутон при дуновении ветра. Corolle - это не расклешенная модель, а именно плавно расширяющаяся к низу. Благодаря крою Диора визуально подчеркивалась талия, а пышность юбки внизу придавала дополнительную изящность женским щиколоткам. Такие юбки модельер предлагал носить с туфлями на каблуке и облегающими декольтированными топами.

Юбка-карандаш в том виде, в котором знаем ее мы сегодня

Юбка-карандаш появилась в коллекции Dior, посвященной Н-силуэту. 1954 год. Кристиан Диор классифицировал типы женских фигур по буквам:"Н" - прямые, широкие плечи и нет выраженной талии. "V" - широкие плечи и узкие бедра. "А" - узкие плечи, широкая талия и широкие бедра. "X" - прямые плечи, узкая талия, широкие бедра. Фото: Mark Shaw/Getty Images

Сегодня такая юбка - чуть ли не главная вещь женского гардероба. Она может сделать образ одновременно и соблазнительным, и строгим - все зависит от верха и обуви. Как предмет одежды юбка-карандаш пришла в мир моды задолго до появления модельера Кристиана Диора. Но именно он популяризировал ее. Свое перевоплощение "карандаша" Кристиан Диор представил в 1954 году вместе с коллекцией с вещами H-силуэта: это были прямые линии, которые вместе с фирменным черным ремешком Диора либо подчеркивали, либо визуально делали талию, стройнили и удлиняли ноги, придавая бедрам привлекательный акцент. Юбка-карандаш от кутюрье обязательно имеет длину ниже колен.

Dots. Или точки. Или "горох"

1954 год. Фото: Mark Shaw/Getty Images

Платье в горошек так же, как и юбка-карандаш, наверняка есть в шкафу у каждой современной модницы. На языке моды романтичный "горошек" звучит как принт polka-dot. И в этом мире он закрепился благодаря коллекции Кристиана Диора 1954 года, сделавшего принт классикой. Модель в гороховом платье с жемчугом в качестве украшения и длинных перчатках очаровала буквально всех в то время. И уже скоро "горох как от Диора" стал появляться всюду - от купальников до шляп, его носили и звезды кино, и домохозяйки.

Цветы и бижутерия

1954 год. Фото: Mark Shaw/Getty Images

Тема цветов будет сопровождать модельера Кристиана Диора на протяжении всего периода его деятельности. Он выпускал по две коллекции в год, и в каждой обязательно находилось место цветам в том или ином воплощении. После смерти кутюрье вся история и эстетика модного Дома продолжает оставаться связанной с цветочной темой.

Как он воплощал этот мотив? Это были яркие принты на светлых тканях, и сам крой, а также выбранные цвета для одежды, которые смотрелись будто бы лепестки свежих бутонов - нежно-розовые, бело-кремовые, алые, или голубой колокольчик… Королевой садов он считал розу - на его нарядах часто встречается декор в виде роз. А создаваемые им платья постоянно сравнивали с тюльпанами и другими цветами.

Фото: 1stdibs.com

Диор дал своим "цветам" еще одно направление жизни: он ввел в моду костюмную бижутерию, самым знаменитым мотивом которой стала брошь-ландыш. Это любимый цветок мамы Кристиана, и он искренне верил, что ландыш приносит ему удачу. В каждый свой показ хотя бы одной модели в образ он обязательно добавлял ландыш в каком-либо виде. Ходили слухи, что кутюрье вшивал веточки ландыша в складки платьев перед показами.

Туфли-лодочки на каблуках

Дом Dior, 1953 год. Серый цвет Кристиан Диор называл символом элегантности. Фото: Mark Shaw/Getty Images

Диор не создавал туфли-лодочки. Нет-нет! Он просто сделал их великими. Начиная с его первой коллекции и заканчивая последней - всегда были они. Сегодня такая модель обуви, модернизированная духом времени, есть у миллионов женщин и не представляется возможным, что лодочки когда-нибудь могут выйти из моды.

Черный кожаный пояс, подчеркивающий талию

1953 год. Фото: Mark Shaw/Getty Images

Узкий или широкий (чаще - узкий), акцентирующий внимание на талии, черный ремешок стал еще одним характерным изящным штрихом в стильной симфонии Кристиана Диора. Сегодня сложно себе представить элегантный гардероб без этого аксессуара. Кристан предлагал его обязательно показывать и носить поверх белой блузки, жакета, платья и даже пальто - всего одна маленькая черная деталь, но любой образ сразу приобритал шик.

***

Это лишь немного из того наследства, которое оставил после себя великий кутюрье. За те десять лет, что он творил, он сделал для развития моды столько, сколько, наверно, не сделали многие модельеры за всю их жизнь в несколько десятков творческих лет. 24 октября 1957 года во время отпуска в Италии Кристиан Диор умер от сердечного приступа. Казалось, модный Дом Dior уйдет вслед за своим создателем. Но он устоял и превратился в один из самых дорогостоящих luxury-брендов в настоящее время. А уроки Кристиана Диора по стилю и вкусу используются модницами на всех континентах Земли.