В основе спектакля девять рассказов Василия Шукшина. В темноте сцены мелькнут вдруг круглые фары "полуторки" - это, конечно, "Классный водитель". История про бойкого шофера Пашку Холманского (Севастян Смышников), который случайно попадает в Быстрянку и влюбляется в местную библиотекаршу. А она в него - нет. Бывает! Это, можно сказать, еще ничего - Серега Безменов (Антон Рогачев) из рассказа "Беспалый" из-за сильной любви к жене и вовсе лишился двух пальцев. Не стерпел измены, а от топора, с которым бегал за благоверной и ее новым избранником - собственным братом, - в итоге сам и пострадал.
И так - на пределе чувств, в постоянных крайностях - всё в этом спектакле. Не случайно премьера и название получила такое эмоциональное, по одному из рассказов - "Охота жить".
- Я очень рад, что у нас появился этот спектакль, - рассказывает художественный руководитель Театра Олега Табакова Владимир Машков. - Олег Павлович любил нам говорить: "Ребята, запускайте руку в жизнь по локоть!" И наш спектакль именно об этой черте темперамента русского человека. Человека, который живет не жалея себя, иногда - не думая о последствиях, человека, которому по-настоящему охота жить.
В постановке заняты и выпускники Театральной школы, и корифеи труппы - Сергей Беляев, Алексей Усольцев... Каждый вносил свой вклад в создание спектакля: актеры предлагали песни, фоновые деревенские звуки, элементы неприхотливого быта и костюмов. И это коллективное вдохновение хорошо чувствуется. Но главное - даже не сам азарт, а то, что он скрывает.
У "Охоты жить" невероятно сложная машинерия. Если точнее - самая сложная из всех репертуарных спектаклей "Табакерки". Дома и дворы с селянами, даже деревенский клуб с танцующей молодежью появляются буквально из ниоткуда - декорации с артистами поднимаются из-под земли (сцены) и уплывают туда же. Выглядит завораживающе, но эти чудеса не просто для эффекта.
- Так появляется народ из недр русской земли, и уходит человек тоже в эту русскую землю. И подзаголовок у спектакля: истории глубинного народа, - говорит Машков. - А сцена у нас действительно уникальная, но в драматическом спектакле эти возможности мы задействовали впервые. Это очень сложная работа и, надо сказать, небезопасная, поэтому артисты - и не только они - должны быть собраны как никогда.
Любовь, предательство, дружба, верность, счастье, разочарование - герои Шукшина говорят с нами о нашей же жизни. Поэтому так понятно желание актеров донести до зрителей мысль, что деревенский человек - "это не просто уметь колоть дрова или носить воду из колодца".
- Дело ведь не в каком-то видимом образе. За внешней простотой скрывается такая глубина, которую еще попробуй разгляди, - объясняет актер Севастьян Смышников. Своих героев (а каждый артист играет в спектакле по нескольку ролей) - и водитель Пашка среди них - он до сих пор "нащупывает". А помогает ему "все, что есть в каждом из нас, в крови, в наших родных".
Надо только прислушаться.
Кстати
В Театре Олега Табакова планируют провести конкурс современной пьесы. Об этом рассказал новый заведующий литературной частью театра Олег Антонов, которого перед премьерой представил худрук Владимир Машков. Он вместе с Антоновым работал над фильмом "Сирота Казанская", над спектаклями "Трехгрошовая опера" в "Сатириконе" и "Смертельный номер" в Театре Табакова.