К 23 декабря 2022 года Россия поставила за рубеж только 9,8 тысячи тонн мороженого, тогда как год назад к той же дате было экспортировано почти 20,4 тысячи тонн, следует из данных информационной системы "Аргус" Россельхознадзора.
Как пояснили "РГ" в Минсельхозе, основными покупателями российского мороженого в предыдущие годы традиционно были США, Китай, Украина, Канада, страны Европы. Соответственно, на показатели экспорта в значительной степени повлияли сложившаяся геополитическая ситуация, логистические перестройки, а также ковидные ограничения в Китае.
Однако в Минсельхозе отмечают, что в целом поставки молочной продукции за рубеж сопоставимы с их объемами в предыдущие годы. Скачок экспорта (на 26%) наблюдался в 2021 году - например, поставки в США выросли в разы. "Работа по перестройке логистических маршрутов, а также постепенное снятие ковидных ограничений в Китае в дальнейшем будут способствовать росту объемов экспорта молочной продукции, в том числе мороженого", - надеются в ведомстве.
Основным поставщиком мороженого на экспорт являлась компания "Юнилевер Рус" (около 30% всего российского экспорта). А из-за введенных санкций эта компания приостановила свою деятельность по экспорту. Поэтому объем экспортного мороженого заметно упал. Немного снизили объемы поставок на экспорт и другие производители мороженого, пояснила "РГ" заместитель генерального директора Союза мороженщиков России Наталья Уткина. Однако, учитывая, что общий объем экспорта мороженого составлял около 6% от общего объема производства мороженого (в 2021 году он составил 527,2 тысячи тонн), то в общей картине производства мороженого падение экспорта незначительные - около 2-3%, подсчитывает Уткина.
В Союзе мороженщиков рассчитывают, что в 2023 году поставки мороженого на экспорт удастся увеличить, так как еще в прошлом году производители мороженого нашли логистические решения для поставок мороженого, а также возобновили торговые отношения со своими зарубежными партнерами как в ближнем, так и дальнем зарубежье.
Ранее руководитель федерального центра "Агроэкспорт" при Минсельхозе Дмитрий Краснов говорил, что наиболее перспективными регионами для развития российского экспорта мороженого являются Ближний Восток, Восточная Азия (прежде всего Китай) и постсоветское пространство. В частности, стоит присмотреться к рынку Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ). Здесь на мороженое приходится около 20% потребления молочной продукции. А лидером по потреблению мороженого в АТР является Китай. С конца прошлого года КНР постепенно снимает ковидные ограничения.