Экспорт российского мороженого в 2022 году упал в два раза

Экспорт российского мороженого в прошлом году упал больше чем вдвое на фоне санкций, узнала "Российская газета". Но производители рассчитывают на расширение дружественных каналов поставок.
Российскому мороженому придется искать новые каналы сбыта.
Российскому мороженому придется искать новые каналы сбыта. / Олеся Курпяева /РГ

К 23 декабря 2022 года Россия поставила за рубеж только 9,8 тысячи тонн мороженого, тогда как год назад к той же дате было экспортировано почти 20,4 тысячи тонн, следует из данных информационной системы "Аргус" Россельхознадзора.

Как пояснили "РГ" в Минсельхозе, основными покупателями российского мороженого в предыдущие годы традиционно были США, Китай, Украина, Канада, страны Европы. Соответственно, на показатели экспорта в значительной степени повлияли сложившаяся геополитическая ситуация, логистические перестройки, а также ковидные ограничения в Китае.

Однако в Минсельхозе отмечают, что в целом поставки молочной продукции за рубеж сопоставимы с их объемами в предыдущие годы. Скачок экспорта (на 26%) наблюдался в 2021 году - например, поставки в США выросли в разы. "Работа по перестройке логистических маршрутов, а также постепенное снятие ковидных ограничений в Китае в дальнейшем будут способствовать росту объемов экспорта молочной продукции, в том числе мороженого", - надеются в ведомстве.

Основным поставщиком мороженого на экспорт являлась компания "Юнилевер Рус" (около 30% всего российского экспорта). А из-за введенных санкций эта компания приостановила свою деятельность по экспорту. Поэтому объем экспортного мороженого заметно упал. Немного снизили объемы поставок на экспорт и другие производители мороженого, пояснила "РГ" заместитель генерального директора Союза мороженщиков России Наталья Уткина. Однако, учитывая, что общий объем экспорта мороженого составлял около 6% от общего объема производства мороженого (в 2021 году он составил 527,2 тысячи тонн), то в общей картине производства мороженого падение экспорта незначительные - около 2-3%, подсчитывает Уткина.

В Союзе мороженщиков рассчитывают, что в 2023 году поставки мороженого на экспорт удастся увеличить, так как еще в прошлом году производители мороженого нашли логистические решения для поставок мороженого, а также возобновили торговые отношения со своими зарубежными партнерами как в ближнем, так и дальнем зарубежье.

Ранее руководитель федерального центра "Агроэкспорт" при Минсельхозе Дмитрий Краснов говорил, что наиболее перспективными регионами для развития российского экспорта мороженого являются Ближний Восток, Восточная Азия (прежде всего Китай) и постсоветское пространство. В частности, стоит присмотреться к рынку Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ). Здесь на мороженое приходится около 20% потребления молочной продукции. А лидером по потреблению мороженого в АТР является Китай. С конца прошлого года КНР постепенно снимает ковидные ограничения.