Аргентина и Бразилия хотят создать общую валюту. Чем продиктовано такое решение

Президенты Аргентины Альберто Фернандес и Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва договорились идти к созданию общей валюты под названием sur (в переводе на русский - "юг"). В совместной статье в газете Perfil они заявили, что использовать ее планируется "и для финансовых, и для торговых потоков, сокращая операционные расходы и нашу внешнюю уязвимость".

По задумке двух лидеров, это окажет стимулирующий эффект на региональную торговлю. А при успешной реализации к проекту "южноамериканского евро" могут присоединиться и другие страны региона.

Судя по статье, идея находится на самых начальных стадиях проработки, конкретных деталей не объявлялось. Но очевидно, что руководит крупнейшими странами региона стремление найти альтернативу доллару США, от которого сильно зависят многие страны Южной Америки. В Панаме и Эквадоре, например, доллар является официальной валютой.

Идея единой валюты в Южной Америке обсуждалась в начале 2000-ых годов, когда на континенте произошел "левый" поворот. Сегодня большинство местных лидеров, включая Аргентину и Бразилию, вновь сторонники идей внутрирегионального сотрудничества, что создает попутный ветер проекту общей валюты.

Но, как предупреждают эксперты и в Аргентине, и в Бразилии, эта зависимость от политического ландшафта Южной Америки является и одной из тех трудностей, которые предстоит преодолеть для практического воплощения амбициозного замысла.

Например, правящая в Аргентине коалиция во главе с Фернандесом имеет низкие рейтинги и все шансы проиграть борьбу за президентское кресло в октябре этого года, а как будет относиться к проекту общей валюты другой президент - загадывать трудно. Хотя привлекательность проекта более очевидна для Аргентины, чья экономика переживает не лучшие времена: галопирующая инфляция на уровне 95% в 2022 году, стремительно обесценивающийся аргентинский песо. Наконец, несколько поколений местного бизнеса не мыслят себя вне финансовой системы США.

Желание уйти от доллара США в Южной Америке велико, но у идеи есть препятствия

В бразильских СМИ новость об идее общей валюты стала одной из главных тем уик-энда. Эксперты соглашаются с теми потенциальными выгодами, о которых говорят президенты. Но, как пишет издание CartaCapital, из-за различий между макроэкономическими показателями двух стран идея пока выглядит больше политической.

Мнения

Идея создания sur сама по себе хорошая, но как она покажет себя в деле - предсказать сложно, считают опрошенные "РГ" эксперты. "Проект в теории может быть успешным. Для России это облегчило бы расчеты по международным торговым сделкам", - говорит завлабораторией анализа институтов и финансовых рынков Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Александр Абрамов. Чтобы такая валюта успешно работала, необходима слаженная координация бюджетов всех стран-участников, примерно одинаковая экономическая политика, схожий уровень госдолга и госрасходов. Но различия не означают, что не надо двигаться в этом направлении, добавляет он.

По словам финансового аналитика BitRiver Владислава Антонова, суверенным рынком считается макроэкономический регион с не менее 250 млн потребителей. Суммарное население Аргентины и Бразилии - более 260 млн человек, а растущая динамика их населения фундаментально привлекательна для озвученной идеи. "Но пока преждевременно размышлять о влиянии идеи на Россию и мировую экономику", - считает Антонов. Создание единой валюты займет не менее 10 лет. К примеру, в ЕЭС в 1979 году создали Европейскую валютную систему, а валюта евро была введена в безналичное обращение только в 1999 году.

Подготовила Екатерина Свинова