Что изменилось после того, как на уроки запретили проносить телефоны

Прошло полгода, как ученикам в школах запретили проносить на занятия телефоны. Мобильник можно положить на хранение, например, в бокс при входе в класс. Но где-то находчивые школяры сдают "бабушкину нокию", а свой айфон умело прячут. А где-то учителя и не пытаются забирать мобильники у учеников. Почему система работает вполсилы, рассказывают собкоры "РГ".
Тотального запрета нет, просто мобильные не должны использоваться как средство для обучения.
Тотального запрета нет, просто мобильные не должны использоваться как средство для обучения. / Сергей Михеев

- Мы с родительским комитетом договорились: купили в класс прозрачный контейнер с ячейками - ребята перед уроком туда свои "трубки" складывают, после звонка забирают, - рассказывает Кирилл Александрович, молодой учитель географии одной из красноярских школ. - Но у меня сейчас 5-й класс, они маленькие, и родители у них, к счастью, неконфликтные. А вот в прошлом году преподавал у девятиклассников. С ними бы такой номер точно не прошел. Там и родители позволяли себе постоянно звонить прямо во время урока.

Педагог рассказал, как двое подростков на задней парте однажды случайно включили гаджет на полную громкость - на весь класс раздались непристойные звуки (похоже, они смотрели порноролик), урок был сорван...

Но можно ли в таких случаях запретить проносить телефоны за порог школы в принципе?

Как объяснили в министерстве образования Красноярского края, правила на этот счет прописаны в выпущенных 1 января 2021 года рекомендациях Роспотребнадзора.

- Но если вчитаться в текст постановления, тотального запрета приносить телефоны в школу в нем нет, - пояснила пресс-секретарь регионального минобразования Надежда Квитковская. - Дети могут свободно пользоваться ими для связи с родителями или общения - это никак не регламентируется. В правилах речь идет о том, что мобильные не должны использоваться как средство для обучения. И если на уроке учитель хочет показать какие-то видеоматериалы, то он должен использовать компьютер, планшет, но не личные телефоны учеников.

При этом, как пояснили в министерстве, у каждой школы могут быть утверждены собственные локальные акты, где прописаны, к примеру, места хранения сотовых во время уроков.

Так, по словам замдиректора одной из екатеринбургских гимназий Лидии Александровны, в учебном заведении есть утвержденное положение, регламентирующее правила пользования средствами мобильной связи. Всех родителей знакомят с этим документом под подпись.

- Он составлен так, чтобы не были нарушены права детей и учителей. Мы не можем запретить телефоны. Но мы договорились, что после того, как ребенок заходит через пропускную систему на территорию гимназии, он должен отключить свой мобильный и убрать его в портфель. Я не имею права забрать эту вещь, потому что это собственность ребенка. Если вдруг возникает чрезвычайная ситуация и нужно позвонить - дети спрашивают разрешения, - говорит педагог.

Мобильник можно положить на хранение в бокс при входе в класс. Но находчивые школяры сдают "бабушкину нокию", а свой айфон умело прячут

При этом в городе есть учебные заведения, где запрещают пользоваться сенсорными устройствами - разрешены только кнопочные телефоны.

- Когда мы были в пятом классе, директор проходил на переменах по коридорам и отбирал мобильники у всех, кто в них играл, - рассказывает девятиклассник Сергей. - Он относил их в свой кабинет, а забрать можно было, только если напишешь обещание больше так не делать. Он и сейчас устраивает обходы, грозит пальцем, но телефоны теперь не забирает. А еще некоторые учителя собирают мобильные перед контрольной. Мы просто оставляем их на первой парте, а в конце урока берем обратно. Сам Сергей предпочитает держать телефон в портфеле выключенным.

Мобильники на уроках мешают, убеждены большинство родителей и учителей. Так, петербурженка Любовь Соколова, дочке которой скоро придется сдавать ЕГЭ, объяснила, почему она категорически против гаджетов на уроках.

- Да, учителя в нашей школе отбирают: 30 учеников - 30 телефонов в коробке. Но особо шустрые ребята проносят вторые телефоны. И что в результате? Получили высокий балл на "пробнике" - сами довольны, учителя и родители довольны. Они же не знают, что ребенок залезал в интернет, а на реальном экзамене оценки "едут", - поясняет она. - Аналогичная проблема с олимпиадами. На них некоторые умудряются пользоваться телефоном, в результате показывают отличные результаты, за которые их продвигают на районный уровень. И там вчерашний победитель школы может показать никуда не годный результат, потому что предмета толком не знает.

Конечно, главным аргументом в пользу мобильных в школе остается безопасность детей. Родители сходят с ума, когда ребенок не на связи. Но все сходятся в одном: гаджет нужен для родительского контроля, но во время уроков он лишний.

- Дело не столько в гаджетах - работать нужно над культурой пользования ими, вот что самое важное, - говорит замдиректора екатеринбургской гимназии Лидия Александровна. - На мой взгляд, все зависит от позиции учителя. Любого ребенка можно убедить, и личный пример тут особенно ценен. Дети в классе видят, что во время урока мой телефон лежит отключенным. И, если бывают моменты, когда я жду важного звонка, я приношу ребятам извинение. Дети понимают, что к ним относятся с уважением и по-взрослому, и никто на моих уроках не пользуется телефоном, хотя мобильник у каждого в портфеле.

Комментарий

Алексей Тихомиров, IT-специалист, отец троих детей:

- Для того, чтобы решить эту проблему, вовсе не обязательно забирать у детей телефоны, есть чисто технологические методы. Можно разработать специальное приложение и установить его всем детям на мобильники. Оно будет демонстрировать материал, необходимый для урока, который дает учитель, и при этом автоматически блокировать весь другой контент. Можно продумать, как будут поступать срочные звонки от родителей. В любом случае всегда есть возможность связаться с ними на перемене.

Подготовила Елена Мационг