Александр Анатольевич, как вы полагаете, справедлива ли пословица "встречают по одежке"? Как много одежда говорит о нас?
Александр Осипов: Я думаю, что да, справедлива. Первый взгляд на незнакомого человека, да и на знакомого, в любом случае на внешность, причем не только на одежду, но на все в совокупности. И профессионал может узнать о собеседнике многое. А люди, которые не занимаются этим вплотную, оценивают на бытовом уровне исходя из своего жизненного опыта. Для меня главное, что сам человек хочет сказать своей одеждой про себя и про свое окружение. В молодости по дороге на учебу я всегда разглядывал людей в метро и пытался понять, кто они, по тому, как они выглядят. Не только по одежде, но и по пластике, взгляду. И в кино тоже воспринимаешь все вместе: не может быть так, что актер смотрит в одну сторону, а костюм - в другую. Такое, конечно, бывает, но это значит, что это плохое кино.
Так что же человек сообщает о себе одеждой? Например, социальное происхождение, круг общения?
Александр Осипов: В том числе. А еще уровень дохода. Но меня не это интересует. Любопытно, когда люди пытаются выдать себя за того, кем они не являются. Например, прикрываются Dior или Balenciaga и думают, что сразу стали аристократами или олигархами. На самом деле это не так, и профессионал это видит.
А можно с помощью смены стиля в одежде изменить человека?
Александр Осипов: Разумеется, можно. Тут нет никаких законов. Главное, хочет ли это сделать сам человек. Любого можно переодеть, но, если он не хочет измениться, это ни на что не повлияет. Потому я не сторонник телевизионных передач, в которых участникам подбирают новый гардероб. Может быть, это хорошие и модные вещи, но, если герою программы в них некомфортно, если это не его, он никогда не будет их носить, они все равно будут выглядеть на нем чужими. И пусть в обычной жизни он одет не совсем со вкусом и не в духе моды, но в нем есть своя индивидуальность, а это, мне кажется, гораздо важнее. Все современные бренды одежды исходят из этого. Модные тенденции - это прикрытие для тех, кто не может сам решить, что ему носить, у кого нет ни воображения, ни вкуса. Эти люди думают, что если они надели что-то дорогое, то они такие... Но так не бывает. Если человек хочет измениться, если он внутренне готов к этому, только тогда у него получится. И важна не только одежда, но и пластика, например. Когда мы работаем с актерами, я вижу, как они двигаются, как они носят свои костюмы. И это важнее, чем само по себе то, что на них надето. То же самое и в жизни.
Когда режиссер ставит вам задачу насчет костюмов героев, он говорит, какого эффекта он хочет добиться, что он хочет выразить?
Александр Осипов: Конечно, мы всегда это обсуждаем. Режиссеры тоже бывают разные. Кто-то ставит задачу, а кто-то ждет от тебя таких задач. В первую очередь мы обсуждаем социальное происхождение героя, чем занимается, чем увлекается. Или это прописано в сценарии. От этого уже выстраивается какой-то образ. Многое зависит от того, где он, в каких интерьерах обитает. Мы заранее обсуждаем, в какой цветовой гамме снимаем. Художник-постановщик спрашивает меня, во что будут одеты герои, а я его - какого цвета стены и диван, чтобы, скажем, героиня с ними не сливалась. И иногда я прошу его поменять шторы, а он просит меня заменить еще что-нибудь. Это нормальная работа. Вот раньше, когда фильмы снимали на пленку, все было гораздо сложнее. Я был поражен, когда увидел какой-то старый голливудский фильм, где все было красным и желтым, - известно, что в первую очередь выцветают холодные цвета - зеленый, синий... Поэтому яркие, блестящие костюмы всегда смотрелись выгоднее, прожектора это высвечивали. Люди смотрелись фактурнее, наряднее, объемнее. А в черно-белом кино были свои законы. Например, чтобы на экране какой-то предмет гардероба был белым, его красили в розовый или серый цвет. Я и сейчас продолжаю тонировать вещи этого цвета, чтобы они не были слишком яркими, но современные операторы говорят, что с новыми технологиями это вообще не проблема. В крайнем случае белизну могут пригасить потом во время цветокоррекции.
А где вы берете одежду для героев? Историческую, понятно, в прокате, а современную?
Александр Осипов: В магазинах. Но все, как и в обычной жизни, зависит от задачи и от человека. На самом деле хорошо одеваться - это работа. И для всех "трендсеттеров" и звезд, которые щеголяют красивой одеждой в интернете, это работа. Ну, или у них огромные команды, которые отвечают за их гардероб. А человек, который занимается чем-то другим и просто раз в полгода пошел в магазин одежды, конечно, ничего в этом не понимает и вряд ли сможет понять. Но если ты работаешь в этой области, ты знаешь, где будет дешевле, а где дороже... И в принципе даже сейчас, когда все довольно сильно подорожало, можно красиво одеться за сравнительно небольшие деньги. Надо знать места, и их никто не скрывает.
Говорят, Коко Шанель считала, что русские женщины уступают француженкам, потому что в них нет элегантности. У вас есть профессиональный секрет, что придает элегантности?
Александр Осипов: Коко Шанель столько всего наговорила, в том числе глупостей... Всем известно, что большую часть того, что ей приписывают, говорила вообще не она. Людям просто удобно ею прикрываться. Наверное, тут могут быть разные мнения, но, по-моему, элегантность не в шарфике и не в шляпке, а в поведении и состоянии человека. А одет он может быть во что угодно. Когда я был молод, я тоже считал, что если накинуть шарфик, можно добиться такого эффекта. Но сейчас я вижу, что элегантность - это внутреннее состояние. Его можно достичь, если работать над собой, как дочь прачки Коко Шанель. Она увешивала себя бижутерией с ног до головы и при этом выглядела элегантно и очень естественно. Может, ей это досталось от природы, но я думаю, она долго над этим работала. И любая другая женщина может это сделать. Другое дело, что у многих нет на это времени или желания. Они хотят, чтобы на них это свалилось с неба: накинула шарфик, и вроде элегантно. А трудиться не хотят. А это серьезная внутренняя работа. А внешнее - это уже потом, оно приложится.
Юлия Кузнецова, психолог онлайн-платформы Грань.рф:
- Внешний вид человека многое может сказать о его характере и привычках. Например, выбирающие яркие, привлекательные образы в одежде чаще имеют в характере истероидные черты, проявляющиеся в стремлении завоевать расположение и всеобщее внимание окружающих. Это справедливо как для женщин, так и для мужчин. А вот те, кто предпочитает минимализм во внешнем виде, напротив, не всегда рады вниманию. Они чаще спокойны, уравновешенны, предпочитают скорее действовать с опорой на рациональное начало, чем на эмоции.
В то же время если человек уделяет много времени продумыванию своего образа, то это может говорить о педантичности и высокой ориентации на мнение окружающих, возможно, даже о нарциссических чертах характера. Для таких людей, скорее всего, будет важно, чтобы замечали не только их внешний вид, но и результаты любой их деятельности. Они прикладывают много усилий для того, чтобы соответствовать некому стандарту: успешности, красоты и т.д. С одной стороны, это помогает им заводить знакомства, поскольку им часто удается произвести хорошее первое впечатление, и добиваться успехов; с другой стороны, ориентация на мнение других может выступать помехой к тому, чтобы прислушиваться к себе и собственным потребностям.
Те, кто на первое место при выборе одежды ставит практичность и удобство, склонны придерживаться той же стратегии и в жизни в целом. Они скорее независимы, ориентированы на собственное благополучие и ценят собственный комфорт. Это помогает им оценивать происходящие события через призму собственных потребностей. При этом, поскольку они в большей степени ориентированы на свои внутренние ощущения, им может быть сложнее устанавливать социальные контакты. А вот если человека совсем перестает заботить его внешний вид, одежда, даже опрятность, есть вероятность, что у него могли развиться эмоциональные нарушения. Например, страдающим от депрессии сложно следить за своим внешним видом, поскольку это расстройство отнимает у них много энергии.