- Это может быть очень выгодно, - считает председатель совета облпотребсоюза Тульской области Татьяна Труфанова. - Наша продукция ничуть не хуже по качеству, а иногда и лучше. Это был бы для нас шанс увеличить реализацию и соответственно выработку. Мы будем просить власти дать нам такую возможность.
В качестве примера Татьяна Николаевна привела производство кооператорами хлебобулочных изделий. Маленьким пекарням сложно попасть со своей продукцией в сетевые магазины, да и не очень выгодно: помимо того что ретейл требует довольно больших объемов и четкого выполнения графиков поставок (в случае нарушения - драконовские штрафы), при торговле в сетях требуется платить НДС, от чего кооператоры освобождены. А это уже потеря порядка 10 процентов выручки, что существенно. В то же время, по словам Татьяны Николаевны, например, в Туле практически нет магазинов шаговой доступности: сетевики вытеснили. И куда кооператору со своим хлебом податься?
- Мы обслуживаем в основном село, где население летом существенно увеличивается за счет дачников, плюс садоводческие товарищества. Люди часто спрашивают: где можно купить в городе так понравившуюся нашу продукцию? Увы, нигде. Да и тем же пекарням было бы выгодно сохранять летние объемы производства круглый год. Наши автолавки выезжают на ярмарки выходного дня, некоторые кооператоры создают собственные фирменные сети, магазины которых располагаются порой буквально на обочинах. В любом случае мы готовы поставлять потребителю качественный товар напрямую от производителя по конкурентной цене, - рассуждает Татьяна Труфанова.
А ее коллега из Калужской области, зампредседателя совета регионального облпотребсоюза Александр Охотницкий к перспективе нестационарной торговли рядом с ТЦ относится довольно сдержанно.
- Можно попробовать, если разрешат, но на постоянной основе это вряд ли получится, - считает кооператор. - Не сказал бы, что у нас избыток производства. Нам бы насытить товаром сельские населенные пункты, а это сотни деревень - большая нагрузка. Например, в Кондрово есть производство полуфабрикатов. Излишками торгуют в Обнинске на ярмарках выходного дня. Этого достаточно.
Возможно, разница во мнениях связана с тем, что, хотя задачи у потребкооперации везде одинаковы, единого подхода у региональных властей к развитию этой системы нет. Да и отношения с властями складываются по-разному. В той же Калужской области об использовании механизмов потребкооперации для возрождения села задумались еще в 2006 году, а в 2008-м первой в России была принята программа "Развитие потребительской кооперации в Калужской области" на 2008-2012 годы. Только в те первые четыре года на бюджетные средства было закуплено и безвозмездно передано кооператорам 45 автолавок. Из облбюджета ежегодно выделяется по 25,26 миллиона рублей на их поддержку. Эти средства расходуются на возмещение части затрат на модернизацию материально-технической базы, приобретение специализированного автотранспорта, хранение и переработку сельхозпродукции и сырья, приобретение торгового и холодильного оборудования.
- Райпо продолжают обслуживать сельское население в отдаленных, малонаселенных и труднодоступных деревнях, куда не дошли федеральные сетевые магазины и другие предприниматели. Более 500 населенных пунктов с количеством жителей до 50 человек обслуживаются в Калужской области только потребительской кооперацией. Коммерческий сектор в такие населенные пункты не идет. Норма прибыли там маленькая. У нас целые районы на юге, в частности Спас-Деменский, обладают широкой, развитой сетью потребкооперации, которая занимает буквально все сферы в сельских поселениях: и общепит, и торговлю. Поэтому на региональном уровне мы стараемся поддерживать потребобщества, - пояснил председатель регионального Заксобрания Геннадий Новосельцев.
Спикер регионального парламента также отметил важность развития потребкооперации и для обеспечения сбыта сельхозпродукции личных подсобных и фермерских хозяйств. По его словам, это проявляется в снижении цен в магазинах, насыщении рынка недорогими и качественными продуктами, в том числе и в городах.
- Можно привлечь и бюджетные средства - к примеру, на строительство мест хранения продукции. Фермер, который вырастил картофель, не всегда может его продать. Это и не его задача. Нужна организация, которая приедет, выкупит продукцию, обеспечит ее хранение и доставку до конечного потребителя. Такой организацией может стать потребкооперация, - считает Новосельцев. - Совместно с правительством области мы прорабатываем вопрос о льготах по налогу на имущество и для райпо, расположенных и в городских поселениях.
Есть у калужской потребкооперации и особое поле деятельности - обеспечение школьников и воспитанников детских садов горячими обедами из натуральных местных продуктов. К примеру, Спас-Деменская столовая, которая кормит ребят в детских садах и школах, где действует вся цепочка: продукт производится, перерабатывается, развозится и продается на месте.
В Тульской области, как рассказала Татьяна Труфанова, поддержка властей активизировалась в последние три года: в 2020 году из областной казны было выделено 20 миллионов рублей, и в последующие годы - по 10 миллионов. Как и соседи, туляки в рамках программ развития сельских территорий заключили соглашения о сотрудничестве с властями на региональном и муниципальном уровнях. В регионе одними из первых начали предоставлять кооператорам налоговые льготы на имущество, и сегодня у тульской потребкооперации, пожалуй, он самый маленький - 0,5 процента. Бюджетные средства идут и на возмещение части затрат на покупку автотранспорта и оборудования, и на субсидирование убыточного обслуживания отдаленных деревень. В 235 населенных пунктах, которые находятся на попечении кооператоров, проживают всего восемь тысяч человек. Есть и три десятка деревень, где в зиму остаются по три-четыре старика.
- Конечно, это убыточная работа - ежегодные потери до 10 миллионов. Прибавьте еще и бездорожье, когда водителю приходится самому расчищать путь. Но нельзя же этих людей бросить! Когда люди в таком возрасте поклоны кладут, это дорогого стоит, - говорит Татьяна Михайловна.
Любопытно складываются отношения между потребкооперацией и властями в Рязанской области. По сути, региональные власти не делают особой разницы между кооператорами и любыми предпринимателями, работающими в сельской местности. К слову, рязанская организация самостоятельна, в отличие от тех же тульской и калужской она не входит в федеральный Центрсоюз. Между региональным Минэкономразвития, муниципалитетом и райпо или индивидуальным предпринимателем заключаются соглашения о сотрудничестве на обслуживание отдаленных населенных пунктов. Таких в регионе 1290, впрочем, большинство из них на попечении кооператоров. К документу прилагается график выезда автолавок, согласованный с жителями (в регионе работают 386 автолавок). Обязательное условие для получения субсидий из казны - установка на машине системы ГЛОНАСС, чтобы у властей не было сомнений в обслуживании именно сельской глубинки.
Как рассказала первый заместитель министра Минэкономразвития региона Нина Соломонова, в регионе те, кто работает на селе, могут рассчитывать на две субсидии. Это компенсация части затрат на приобретение автотранспорта и оборудования, а также части затрат на ГСМ и зарплату сотрудникам. В прошлом году появилась новая преференция: оплата затрат на ЖКХ для магазинов, работающих в деревнях с населением менее 300 человек. Это примерно 400 населенных пунктов, в этом году на получение льготы подали заявления уже 67 магазинов. Всего же в прошлом году из бюджета на получение субсидий было выдано 16,3 миллиона рублей.
Между тем
Далеко не во всех регионах отношения союзов потребительской кооперации с властями складываются удачно. К примеру, облпотребсоюз Брянской области особых льгот ни от региональных, ни от муниципальных властей не имеет. Как рассказал председатель Брянского РПС Сергей Шапедько, с правительством региона подписано рамочное соглашение о сотрудничестве - и это все. Некую вялость в отношениях с властями председатель потребсоюза объясняет убылью сельского населения и хорошими дорогами в регионе: мол, люди сами ездят по всем надобностям.
- Обещали компенсацию, но не дали. А держать на обслуживании дальние села без поддержки очень сложно. Просили льготу по налогу на имущество - не дали, обещали весной вернуться к этому вопросу. Но мы работаем, в том числе обслуживаем села, которые находятся в полутора-двух километрах от границы, - поделился Сергей Михайлович.
Действительно, из четырех приграничных районов области в трех - только кооперативные торговые точки. Недавно в Погарском районе мина повредила магазин. А ранее - после 2014 года - пришлось закрыть гостиницу на переходе в Климовском районе. Там в точке, где соприкасаются три страны: Россия, Белоруссия и Украина, - в свое время проходили международные фестивали. Но теперь там не до праздников.