Полки супермаркетов неслучайно заполнены продукцией вертикально интегрированных агрохолдингов. Промышленным гигантам можно добиваться снижения себестоимости, оперировать масштабными объемами, соблюдать условия логистики. Зачастую продукты, произведенные в трех километрах от супермаркета, преодолевают колоссальное расстояние, пока доберутся до точки продажи: сначала в логистический центр, а потом уже из него - в сетевые магазины.
Все это, конечно, влияет и на цену, и на выручку производителя. Но иного пути реализации масштабных поставок товара агропромышленных гигантов пока не предвидится.
Аналитики сферы потребительского рынка все чаще констатируют некоторую усталость покупателя от супермаркетов с однообразным ассортиментом, а также массой акций, в большинстве своем не сулящих никакой выгоды. Обновлять пул поставщиков продуктов крупному ретейлу сложно: нужны большие объемы при минимальной цене, а производители помельче этому требованию не отвечают.
Ярмарочные площадки, которым еще десятилетие назад пророчили полное вымирание, в сложившейся ситуации спасают и производителей, и покупателей еды. Мобильность самих площадок привлекает всех участников рынка - от владельцев личных подсобных хозяйств с овощами и домашними курами до среднего агробизнеса. В зависимости от ситуации все они могут лавировать ценами, привлекая своего покупателя.
Все эти принципы наглядно отразились на ярмарочных площадках и в те непростые несколько недель позапрошлого года, когда цены на овощи "борщевого набора" существенно выросли, и чуть позже, весной, когда с полок супермаркетов исчез сахар. В Белгородской области ярмарки сохранили в принципе, поддержав этот формат торговли даже специальными местами для активных огородников и дачников в разных уголках областного центра.
- Мы видим, насколько востребована ярмарка Южная, - отмечает региональный министр сельского хозяйства Андрей Антоненко. - Люди привыкли в выходные закупать продукты именно там: производители из разных районов области привозят продукт если не экологически чистый, то с повышенными потребительскими качествами.
Именно здесь осенью продавали излишки с огородов тех белгородцев, чьи ЛПХ получили поддержку по программе, нацеленной на рост производства "борщевого набора". Андрей Антоненко констатирует, что на стоимость этих продуктов вливание дополнительного объема повлияло мало.
- Хотя, конечно, овощи из ЛПХ стоили дешевле: люди не планировали их хранить, - отмечает он.
И когда картошка и капуста стали для семейного бюджета достаточно затратной статьей, белгородцы обратили внимание и на другие продукты в четком стремлении не переплачивать за еду.
- Один из наших производителей куриных яиц ради ярмарки теперь выделает дополнительный объем: приезжает еще одна машина с товаром, - продолжает Андрей Антоненко. - Люди стали выстраиваться в очередь за яйцами. Вы бы видели, сколько покупателей стоит, ждет! И производителю это выгодно. Его товар, конечно, есть и в супермаркетах, но пока он доедет в логистический центр, пока оттуда... Это все отражается и на выручке. А в ситуации с ярмаркой - вывез, сразу распродал, и все. Многие наши фермеры вообще всю неделю стали заниматься исключительно производством, а в выходные выезжают торговать. Покупателей столько, что товар расходится моментально.
Впрочем, это в городе. На сельских территориях ситуация сложнее: когда многие содержат собственные огороды, торговать картошкой и свеклой - все равно что в Тулу со своим самоваром ехать. Но и там перед Рождеством, старым Новым годом, а теперь и Крещением хозяйки постарались накрыть праздничные столы, сделав фермерам неплохую выручку.
Торговля важна и в селе - констатируют производители продуктов питания и их покупатели. Если раньше считалось, что деревня вымрет без школы или почты, то теперь в отдаленных уголках Черноземья люди просят оставить хотя бы магазин, в том числе в качестве и места для общения. В Орловской области эта проблема стала темой для обсуждения на заседании профильного комитета областного Совета депутатов. Председатель Заксобрания Леонид Музалевский привел в качестве примера Верховский район: стационарные торговые точки в селах здесь закрываются, взамен предприниматели обещают присылать автолавку. Сначала поездки были регулярными. Однако со временем и магазин на колесах стал появляться на сельских улицах все реже.
Начальник отдела развития торговой деятельности и общественного питания департамента промышленности и торговли Виолетта Кочергина объяснила, что магазины закрываются по разным причинам, хотя чаще всего просто потому, что там некому работать. Возрастные продавцы уходят на пенсию, молодежь на их места не претендует. Кроме того, издержки на содержание торговых точек растут, а объемы продаж - совсем наоборот. И такова ситуация не только в Верховье и окрестностях, но и во всем регионе.
- В настоящее время обслуживание населения в 694 отдаленных и малочисленных населенных пунктах сельской местности Орловской области осуществляется 118 хозяйствующими субъектами через автомагазины и автолавки, - цитирует Виолетту Кочергину пресс-служба облсовета.
О том, что этого недостаточно, депутатам пишут люди из этих самых сел. Предприниматели отвечают: они бы и рады приезжать чаще, да только покупок селяне делают не так уж много. В некоторых селах сложилась такая практика: жители звонят предпринимателю с четким заказом. В этом случае появляется хоть какая-то выгода предстоящей поездки. А ярмарка живет благодаря гарантированному покупателю.