Материалы для массового строительства в основном делаются в России. В сегменте жилья комфорт-класса многим компаниям тоже удалось почти на 100 процентов перейти на продукцию отечественных производителей. А вот в элитной недвижимости доля импортных составляющих высока. Речь идет о внутренних и внешних отделочных материалах, инженерных системах, сантехнике, краске, окнах. Самая высокая зависимость от импорта - по фасадному крепежу и фасадной клинкерной плитке. Покупатели отмечают не только перебои с наличием необходимых товаров этой группы, но и существенный рост цен на зарубежные и отечественные аналоги.
Логистика ввоза стала более сложной и непредсказуемой, однако компании ищут пути решения этой проблемы с помощью более раннего планирования. Дизайнеры начали присматриваться к продукции из Турции, Китая и Индии. Однако, несмотря на то что производители стараются расширить свои линейки, с воплощением оригинальных дизайнерских решений возникают сложности. Кроме того, российский потребитель пока плохо знаком со стройматериалами, ввозимыми из названных стран, поэтому качество еще вызывает вопросы. Чего не скажешь о российских производителях, уже зарекомендовавших себя на рынке.
Весной прошлого года Минстрой России совместно с Национальным объединением строителей "НОСТРОЙ" создал каталог импортозамещения. Отечественные стройматериалы проверяют на соответствие импортным аналогам и, в случае если они успешно ее проходят, вносят в перечень. Благодаря этому строители могут значительно облегчить себе работу с поиском замены недоступным товарам. Каталог постоянно развивается и продолжает расширяться.
В ближайшие два-три года в стране будут построены новые мощности для производства материалов, требующих замещения. А пока эти инвестпроекты не воплощены, часть дефицитных товаров будет поставляться путем параллельного импорта или ввозиться из дружественных стран. К сожалению, в производстве некоторых конкурентоспособных отечественных материалов используется импортное сырье, а это значит, что его выпуск будет затруднен. Один из вариантов решения проблемы помимо поставок из дружественных стран - разработка собственных месторождений. Но это небыстрый процесс.
Отрасль стремится к максимальному импортозамещению, и оно действительно необходимо для успешного развития экономики нашей страны. Чтобы подстегнуть процесс, нужно создавать условия для внутриотраслевой конкуренции, стимулировать спрос на внутреннем рынке, развивать экспортное направление и управлять качеством стройматериалов.
У российских производителей товаров для строительства и отделки есть ряд преимуществ перед зарубежными коллегами. Это прежде всего лучшее знание условий эксплуатации товаров, возможность обеспечить высокий уровень послепродажного обслуживания и постоянное взаимодействие с потребителями.