24.01.2023 16:01
Поделиться

На горнолыжных курортах СКФО увеличили турпоток за счет искусственного снега

Снег нынешней зимой - редкий гость на горнолыжных курортах юга страны, тем не менее турпоток сюда не сократился. Что предпринимают в рекреационных комплексах, если естественных осадков мало, выяснил корреспондент "РГ".
Пушки и ружья для оснежения трасс позволили полноценно начать зимний сезон на горных курортах СКФО.
Пушки и ружья для оснежения трасс позволили полноценно начать зимний сезон на горных курортах СКФО. / Илья Наймушин / РИА новости

Количество отдыхающих на горнолыжных курортах "Эльбрус", "Архыз" и "Ведучи" в новогодние праздники даже увеличилось по сравнению с тем же периодом 2022-го и достигло 105 тысяч человек. В чеченском и кабардино-балкарском комплексах турпоток вырос на 10 процентов, в карачаево-черкесском его удержали на прошлогоднем уровне.

Однако естественного снега выпало недостаточно, чтобы открыть все трассы сразу. Поэтому сначала заработали те, что находятся повыше. Для примера - горнолыжный сезон на "Эльбрусе" стартовал 19 ноября на самой верхней трассе у станции "Гарабаши", но официально его открыли лишь 24 декабря. К этому моменту ввели в строй новую трассу "красного" уровня сложности Кругозор - Азау. Она расположена ниже остальных, ее функционирование стало возможным благодаря искусственному оснежению. А на курорте "Архыз" сезон начался 17 декабря и впервые в истории полностью на искусственном снегу.

- Все трассы "Архыза" на 100 процентов обеспечены системами снегогенерации. От гостей мы получили только хорошие отзывы. Многие не верили, что все трассы, доступные для катания, были созданы искусственно, - рассказал заместитель генерального директора "Кавказ.РФ" Николай Гончаров.

На "Эльбрусе" же возникла проблема с оголением отдельных мест верхней трассы "Гарабаши" - "Мир". Здесь лежал только естественный снег, и его периодически сдувало.

- Мы в очередной раз убедились, что инвестиции в системы искусственного оснежения себя оправдывают, будем и дальше оборудовать ими новые трассы, - отметил гендиректор "Кавказ.РФ" Андрей Юмшанов.

Снегогенераторы производят практически аналогичные природным снежинки, только с помощью гидротехнических процессов. В одной из форсунок пушки вода под давлением смешивается со сжатым воздухом из компрессора - так образуется ядро будущей снежинки. Из другой форсунки вылетают распыленные частицы воды, которые обволакивают это ядро и замерзают вокруг него крошечными кристаллами. После этого у искусственной снежинки есть немного времени (от вылета из пушки до падения на землю), чтобы "созреть".

У настоящего снега плотность ниже, так как ледяной кристаллик раскрывается, пока падает. У искусственного снега плотность - около 500 килограммов на кубический метр. Он медленнее тает, тяжелее разбивается, дольше сохраняет форму, на него куда меньше влияет температура.

Покрыть трассу самодельным снегом - дорогое мероприятие, для этого нужно много воды и электричества. Одна пушка в час тратит около 20 кубометров воды и расходует порядка 25 киловатт.

"На поляне Романтик в "Архызе" стоят 77 ружей и 21 пушка, на Лунной поляне - 84 ружья и 25 пушек, на Северном склоне - 103 ружья и 31 пушка. Из одного кубометра воды получается примерно два кубометра снега. Например, чтобы оснежить весь Северный склон, придется использовать 120 тысяч кубометров воды", - отметили в пресс-службе "Кавказ.РФ".

К счастью, регулярно тратить столько ресурсов не нужно. Обычно наибольший расход приходится на начало сезона, чтобы высота покрова на трассах составляла примерно 40 сантиметров. Далее нужно поддерживать этот слой, правда, температура воздуха при этом должна быть минусовая.

Вода для снежных пушек хранится в специальных технологических озерах, откуда выкачивается по мере необходимости. К примеру, на "Архызе" таких три. Вода в них очень холодная и очень чистая: нельзя допустить, чтобы примеси забили механизмы пушек.

"Дно озер покрывает дорогостоящая мембрана, которая защищает грунт от влаги и размытия. Чтобы вода не нагревалась, ее постоянно перемешивают с помощью системы барботажа, то есть воздухом под давлением", - пояснили в пресс-службе курорта.

Как рассказал корреспонденту "РГ" заместитель президента Краснодарской краевой общественной организации "Федерация горнолыжного спорта, сноуборда и фристайла" Арутюн Вартикян, любители разницы между натуральным и искусственным снегом при катании не заметят, а вот профессионалы ее хорошо чувствуют.

- Профессионалы любят искусственный снег из-за его плотности, он дает больше скорости и динамики, дольше не разбивается, - отметил Вартикян.

Гости курорта "Эльбрус" в целом остались довольны новогодними каникулами, хотя, по словам управляющей одного из отелей на Поляне Азау, снег им хотелось бы видеть не только на трассе.

- Была развлекательная программа, туристов приехало много. Конечно, снега оказалось маловато, выручил искусственный. Теперь ждем снегопадов. Конечно, для катания подходит любой снег, но радость отдыхающим дарит все-таки настоящий, - подчеркнула управляющая отелем.

Несмотря на то, что пока неизвестно, будет ли в этом году достаточно снега для качественной работы трасс, на самих курортах стараются сделать пребывание гостей максимально интересным.

"Ивенты планируем заранее, они не зависят от прогноза погоды. Для выравнивания турпотока в течение года и на случай бесснежных зим внедряем всесезонные сервисы. Например, искусственная трасса и тюбинг на "Ведучи" привлекают гостей весь год. Недавно всесезонный тюбинг-центр открылся и в "Архызе". Кроме того, гости могут побывать на смотровых площадках, на которые их поднимают канатные дороги", - рассказали корреспонденту "РГ" в пресс-службе оператора курортов. .

Тем временем

На Эльбрусе для лыжников и сноубордистов в начале 2023 года открылась новая трасса. Теперь по склонам высочайшей в Европе горы можно спускаться непрерывно от верхней станции канатной дороги - с высоты 3847 метров - и до самого подножия (на Поляну Азау). В нынешнем году на курорте планируют открыть еще восемь горнолыжных трасс всех уровней сложности общей протяженностью 6,2 километра и две канатные дороги.