Конечно, главным туристическим регионом СКФО является Ставропольский край, который славится развитой системой санаторно-курортных услуг. "В крае функционирует более 250 турфирм, 28 из которых внесены в единый федеральный реестр туроператоров. Работает 594 коллективных и специализированных средства размещения. Большая часть расположена в Кавминводах - это 135 санаторно-курортных учреждений и 221 гостиница. Они способны единовременно принять до 40 тысяч отдыхающих", - говорится в исследовании.
Для региона перспективны деловой, промышленный, культурно-познавательный, экологический и сельский туризм. Однако, по мнению экспертов СКФУ, для их развития нужно активнее строить новую инфраструктуру. Также необходимо повышать узнаваемость и востребованность курортов КМВ.
В минувшем году главным туристическим открытием России стал Дагестан. За последние несколько лет поток отдыхающих в республику кратно увеличился. При соответствующем развитии инфраструктуры регион уже сейчас сможет принимать до одного миллиона гостей в год.
"В республике в 2022 году было официально зарегистрировано 37 туристических операторов и 434 коллективных средства размещения. Однако количество гостиниц не соответствует потоку туристов. Инфраструктура не готова к качественному приему большого количества гостей", - считают аналитики СКФУ.
Речь идет в том числе о плохом санитарно-экологическом состоянии большого числа рекреационных зон и территорий вблизи достопримечательностей. При этом исследователи сделали вывод, что в Дагестане наиболее успешным станет пляжный туризм, отдых на побережье Каспийского моря.
В соседних Чечне и Ингушетии отрасль тоже в числе динамично развивающихся. Так, в ЧР функционируют около 60 туристических фирм, 49 гостиниц, один санаторий. Наибольшим потенциалом обладает культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный и горнолыжный туризм. Но "ложку дегтя" добавляют все те же проблемы - неравномерное распределение инфраструктуры, малое количество средств размещения с современным сервисом, недостаточный уровень развития сферы дополнительных услуг, сезонность спроса на туруслуги, дефицит квалифицированных специалистов.
Ингушетия знаменита историческими и архитектурными памятниками. В регионе активно строятся глэмпинги. Но развитию туризма здесь, помимо прочего, препятствует слабая транспортная освоенность территории. Усугубляют ситуацию несоответствие стоимости услуг их качеству. Также исследователи отметили нехватку квалифицированных специалистов и недостаточное количество гостиниц.
Горнолыжными центрами Северного Кавказа заслуженно считаются Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия. В КБР находятся уникальные природные объекты, в первую очередь речь идет о Приэльбрусье - одном из крупнейших центров альпинизма, туризма и горнолыжного отдыха в России. Но его инфраструктура не готова к качественному приему большого количества гостей. Примерно такая же ситуация в Домбае и Теберде. "В том числе отсутствует выразительный брендинг, национальный и международный маркетинг, а уровень инвестиций в рекреационный сектор является низким", - добавили ученые.
- Северный Кавказ больше не ассоциируется с вооруженными конфликтами и преступностью. Российский турист знает, что, приехав сюда, найдет то, что соответствует его интересам - от санаторно-курортного лечения до экстремального отдыха. Стоит отметить, что такого результата удалось достичь за короткий срок - еще 10 лет назад о нем можно было только мечтать, а теперь республики СКФО соревнуются турпотоками, - говорит сооснователь консалтингового агентства Manage it! Наталия Семенова. - Справедливости ради скажем, что это не только заслуга властей субъектов Северного Кавказа, но и результат сложившейся ситуации на рынке - отправиться за границу сейчас гораздо сложнее, чем отдохнуть внутри страны. Но за столь резким туристическим скачком не поспевают остальные отрасли - отсюда проблемы с инфраструктурой, местами размещения, доступностью отдыха. Не менее важно и осознание нового положения дел местными жителями. Но, думаю, это временные сложности.
По ее мнению, регионам СКФО не стоит опасаться оттока отдыхающих в будущем, когда для российского туриста откроются другие возможности провести отпуск. Люди консервативны - приехав один раз на курорт, они будут ездить снова, если им там понравилось.