Территория управления огромная: здания, строения, тренировочные площадки. Недалеко от ворот - автозак и списанный зеленый вагон в окружении учебных стендов. Тут отрабатывают навыки передачи спецконтингента из одного вида транспорта в другой. Расстояние между объектами небольшое, но особо изворотливых это не пугает. Сценка разыгрывается на раз-два: в роли осужденных - свои же, стажеры, конвоиры с опытом выстроились в коридор, в стороне еле сдерживает порыв служебная овчарка - скоро ей разрешат добыть "беглеца". Попытка сигануть в сугробы не увенчалась успехом - переодетый в рецидивиста молодой сотрудник пойман и отправлен по адресу. Занавес.
- А настоящие побеги случались? - интересуюсь у замначальника Вадима Зыкова.
- За 24 года всего одна попытка - в 2002-м. От автомобиля до вагона был буквально шаг, но мужчине удалось провернуть дельце: толкнул часового, бросил вещи в помощника, кого-то пнул и побежал… Поймали сразу, ну а дальше - уже другой срок, - вспоминает Вадим Петрович.
Больше двух десятилетий назад недалеко от железнодорожных путей располагалась часть внутренних войск. Все, что от нее осталось, теперь в районе Гилевской рощи, а с января 1999-го здесь служат конвоиры: запоминают нормативно-правовые документы, учатся обращаться с табельным оружием, тренируются на учебном полигоне, сходятся на татами в зале и ежеквартально сдают зачеты. Лучшие представляют регион на окружных и всероссийских конкурсах.
Ночь сменяет день, а график незыблем: кого-то нужно этапировать по плановому маршруту на Ямал, в Югру или Свердловскую область, а для кого-то, допустим, инвалидов или беременных на поздних сроках, составить особый или сквозной караул. Конвоиры, по сути, второй по счету фильтр при обыске и изъятии недопустимых к хранению предметов. Первый, нетрудно догадаться, устраивают отправители. А третий, последний, работает уже по месту поступления "путешественников". Только в 2022 году тюменский конвой обнаружил 90 единиц "запрещенки". Причем, добавляет начальник управления Евгений Гурьев, по уловкам заключенных при сокрытии мобильных телефонов и пилок-ножиков составлена специальная методичка. Необходимо, кроме прочего, обладать устойчивой психикой. Это сотрудники колоний знают, кто к ним с каким прошлым пожаловал, а конвоиры зачастую не ведают, кого везут… Кстати, за все годы представители подразделения переправили более 1,3 миллиона человек.
- Мечтать стать космонавтом или пожарным - привычно, похвально. А разве мальчишки грезят пойти в конвоиры? Нет ведь! А как кадры обновлять? - спрашиваю у руководства.
- Кто-то же должен стоять на границе добра и зла. Пусть это будем мы. Конечно, 60 процентов коллектива - ветераны службы, а всего у нас более 240 аттестованных сотрудников, но и молодежь есть. Приходим в школы на профориентационные занятия, разъясняем. Вообще же, в конвой, так сложилось, идут династиями. Брат зовет брата, друг зовет друга, притом старший отвечает за младшего. Институт наставничества никто не отменял, - таков ответ.
В последнее время в управлении пересказывают историю новичка Максима. Ему 21 год. Служит чуть больше года. Недавно во время выходных вместе с другом задержал педофила, скрывавшегося шесть лет. Тот двигался из Тюмени в Екатеринбург по лесополосе. Конвоир вычислил, скрутил и передал подонка сотрудникам полиции. Характер не подвел. Да и навыки, отточенные на учебном полигоне, пригодились.