- Конечно нет, только дополнительной опцией, - резюмирует Юрий, когда мы оказались у него в гостях.
Он откидывает тент с "Капли", и перед нами предстает обтекаемой формы футуристическая конструкция на трех колесах: белый пластиковый корпус, на крыше - панели солнечных батарей.
- Небольшой - 250 кг - вес машины дает преимущество в скорости, - добавляет конструктор. - А вот солнечные батареи эффективны только летом, а вот зимой даже у нас, в Сочи, где климат благоприятный, система бесполезна.
К проектированию "Капли" его подтолкнул популярный блогер из Петербурга Никита Поддубнов, который в 2021 году отправился на самодельном электрокаре в путешествие по Казахстану. О дорожных приключениях подробно рассказывал на своем видеоканале в соцсетях. Увы, чудо-техника с предупреждающей надписью на багажнике "Прости, быстрей не могу" так и не достигла конечного пункта, намертво заглохнув на затяжном подъеме. Зато с этого момента родилась идея пройти маршрут снова, да еще устроить нечто вроде соревнований среди энтузиастов России и Казахстана.
Юрий, конструируя машину, постарался учесть все недочеты предшественника. Каркас сварил из стальной трубы, которая гораздо надежнее алюминиевой, обшил его пеноплексом, установил колеса с мопеда, а кресло - от спортивного автомобиля. Но главное - оснастил широкой панелью солнечных батарей общей мощностью 2 кВт и аккумулятором от электромобиля "Ягуар", обеспечивающим запас хода до 700 км.
При этом солнцемобиль должен быть автодомом, то есть водитель в случае остановки может в салоне отдохнуть или устроиться на ночь. В машине для этого предусмотрена полка, на которой можно вытянуться в полный рост.
Разгоняется такая техника до 90 км/ч (что в гору, что с нее), но чтобы не ставить ее на учет в Госавтоинспекции, скорость ограничена 50 км/ч. А это, как вы понимаете, в общем потоке не совсем удобно и даже страшновато, когда мимо с грохотом проносится тяжелая фура и затягивает воздушным вихрем.
Четыре месяца Юрий Беляев отшлифовывал солнечную "Каплю", тестировал ее в горах Сочи, и вот 12 июня 2022 года вместе с другими девятью участниками соревнований прибыл в казахстанский город Уральск, откуда и был дан старт.
- Гонки проходили в несколько этапов: сначала из Уральска надо было добраться до Актобе, затем ехать до Байконура через Аральское море и оттуда, уже не прерываясь, "мчаться" в Алма-Ату, - вспоминает изобретатель. - Конечно, ехали медленно, в основном по обочинам. И не только потому, что мешали общему движению: местами дороги в ухабах и глубоких ямах. Но я уложился в 17 дней и пришел к финишу первым. Осмыслив путешествие, понимаю, что взял с собой много лишнего - те же продукты, которые можно было купить по пути в магазинах. Казахстанские полицейские были настроены миролюбиво и даже сопровождали нас в крупных городах. На центральной площади в Актобе мы провели выставку солнцемобилей, желающих прокатиться было полно. Приятно удивило дружелюбие местных жителей. Доходило до того, что останавливаешься на обочине, и тут же сразу со свистом тормозят несколько машин, оттуда выскакивают удивленные водители с пассажирами, сыплют вопросами: откуда, куда еду? Но это еще ничего, порой некоторые специально тормозили меня посередине дороги в небольших городках, чтобы расспросить.
Кстати, часто интересовались продажей машины. Кто-то просто из любопытства, но были и реальные покупатели.
В сборку "Капли" Юрий вложил 400 тыс. рублей. И все же это больше шоу-автомобиль. После удачного эксперимента изобретатель задумался о конструкции функционального электротранспорта. Теперь создает его габаритный макет.
По образованию Юрий - программист, но сейчас все свое время посвящает проектам, связанным с возобновляемыми источниками энергии. В своей мастерской он показывает главное изобретение - мини-гидроэлектростанцию. Для ее работы нужен ручей и небольшой перепад воды, хотя бы метров пять - в равнинной местности она работать не будет. Поток воды приводит в движение турбину с электрогенератором, и таким образом вырабатывается ток. Общая мощность установки составляет 1000 ватт, этого достаточно, чтобы поддерживать приборы в обычном домовладении.
Кроху ГЭС (а она легко умещается на столе и переносится двумя руками) уже взяли на вооружение несколько жителей экопоселения Ажек в Сочи и хозяева горных пасек, которые отрезаны от центральных коммуникаций.
Альтернативная энергетика позволила Юрию сделать автономным и собственное жилище. Семь лет назад вместе с женой он возвел дом на маленьком участке в поселке Якорная Щель, оставалось только провести свет. И каково же было его удивление, когда электросети насчитали за подключение 1,6 млн рублей, хотя рядом стояло немало трансформаторов.
- Я, естественно, возмутился и тогда решил поставить солнечные батареи (все оборудование обошлось мне в 300 тыс. рублей), - продолжает изобретатель. - У них большой срок службы, через 25 лет теряют лишь 20-30% мощности. Конечно, есть и минус - прежде всего дороговизна инверторов и аккумуляторов, срок их службы значительно меньше. Вдобавок их сложно утилизировать.
С тех пор тема возобновляемых источников энергии настолько увлекла Юрия, что он стал потихоньку преобразовывать быт: модернизировал солнечный водонагреватель с вакуумными трубками, сконструировал электросерф, разгоняющийся в море до 35 км, собрал для друга электротачку с редукторным колесом.