Торговые центры в "спальниках" от санкций пострадали меньше, так как в них не было дорогих бутиков с известными западными брендами, ушедшими из России. Большинство из них похожи друг на друга, но по-прежнему востребованы, хотя здания заметно "постарели", да и формат а-ля "рынок" понемногу уходит в прошлое. Но их главное преимущество - близость к дому, а значит, все основные услуги под боком.
Например, в трехэтажном торговом центре у станций метро и МЦД "Тушинская" можно найти аксессуары для мобильников, купить продукты и одежду, сделать фото на документы, выпить кофе. Есть тут и отделение банка, и ресторан быстрого питания, и ломбард, и турагентство. И платный туалет - увы, это характерно для подобных "торгушек". И лишь пара-тройка пустующих помещений, чего сейчас не скажешь о больших ТЦ. Так, может быть, для них это шанс на новую жизнь?
По мнению экспертов, с большими комплексами они смогут конкурировать едва ли, но найти свою дорогу им вполне по силам. Руководитель агентства недвижимости SAMPLE Мария Румянцева говорит, что успешно работали и будут работать "районники" на центральных улицах с большой проходимостью, около транспортных узлов. "Если торговый комплекс расположен на окраине округа вблизи лесного массива, между промышленной зоной и железной дорогой, то его будущее туманно", - говорит Румянцева. По ее словам, чтобы привлечь новых посетителей, нужно ориентироваться на их потребности.
Например, проводить мероприятия или выделять помещения для мастер-классов, скажем, для местных садоводов. По мнению Румянцевой, уместно смотрелись бы пункты выдачи интернет-заказов, коворкинги для удаленщиков. "Учитывая экономическую ситуацию в стране, нужно подготовить места, где можно отремонтировать электронику, обувь, перешить одежду", - говорит она. Локальным торговым центрам важно удержать местного жителя внутри района, считает партнер платформы Ensi.tech Сергей Мелихов.
"Наши города не слишком уютны, и в этом одна из причин популярности больших ТЦ. Они подменили собой комфортную городскую среду, - отмечает он. - Люди готовы проехать несколько станций на метро или даже за город, чтобы побыть в чистом помещении, где все сделано для того, чтобы ты провел как можно больше времени в приятной атмосфере и через неделю приехал снова". Поэтому "районники", полагает он, должны быть заинтересованы в улучшении городской среды вокруг себя. Да и самим зданиям не мешало бы обновиться.
"Тем более девелоперы жилья, которые ведут квартальную застройку, сейчас осмысленно подходят к использованию первых этажей, - отмечает основатель Zavidov Realty Юрий Завидов. - Поэтому в новостройках, в том числе по реновации, появляются продуктовые магазины, салоны красоты, кафе, пункты выдачи заказов, и эти точки оттягивают на себя часть посетителей".