Нынешние условия препятствуют организации оплаты вывоза ТКО по фактическому объему, вынуждая жителей платить по нормативам, что обходится для них значительно дороже. Реформирование городской системы обращения с ТКО в Санкт-Петербурге привело к почти двукратному повышению стоимости вывоза мусора. Особенно пострадали те, кто до реформы имел льготы из-за раздельного сбора мусора. Для них цена выросла почти в три раза. И, как утверждают представители ТСЖ и УК, информацию о реальном обороте ТКО получить от регоператора практически невозможно.
По мнению автора письма, спустя год работы в новых условиях отрасль оказалась гораздо дальше от реализации целей реформы, чем до ее начала. Главным камнем преткновения стала система раздельного сбора мусора. Сейчас плата за вывоз отходов начисляется по нормативам, потому что для расчета по факту необходимо наличие двух моментов - контейнерной площадки, находящейся в общедолевой собственности жителей дома, и договора-соглашения с региональным оператором об оплате услуг по конкретному объему вывезенного мусора. В свою очередь, возможность заключить такой договор возникает лишь при условии, что у ТСЖ или УК есть решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома (МКД) о раздельном сборе мусора и при этом на площадке установлены специализированные контейнеры.
Нет раздельного сбора - платите по нормативам. Казалось бы, все логично. Однако тут возникает целая череда трудностей. По данным Ассоциации ЖСК, ЖК и ТСЖ Санкт-Петербурга, в Северной столице не более пяти процентов многоквартирных домов имеют мусорные площадки в общедолевой собственности. Во дворах домов исторической части города организовывать "правильные" контейнерные площадки не позволяет СанПиН. А в застройках МКД массовых серий места накопления ТКО вообще размещены на землях общего пользования для жителей разных домов.
Таковы требования регионального законодательства, вступившие в силу в Санкт-Петербурге с 1 июля 2022 года. Впрочем, по словам чиновников, процесс заключения прямых договоров с НЭО по тарифам фактического объема вывезенных отходов уже начался.
Однако эксперты-практики и представители ТСЖ сомневаются, что таких договоров будет, во-первых, много, а во-вторых, что они вернут или хотя бы приблизят стоимость услуг регоператора к дореформенным. По крайней мере, в них не идет речь о снижении расценок на вывоз отсортированного на фракции мусора.
Получается, что почти готовое к использованию вторсырье, в перспективе несущее доход, вывозится по цене смешанных отходов, предназначенных для захоронения на полигоне. А вот экономических стимулов для жителей, которые по факту сортируют это вторсырье, городская система обращения с ТКО не предусматривает. Представители власти даже не обещают, что будут пересматривать тарифы на вывоз отсортированных фракций. По мнению председателя комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга Александра Германа, так складывается ситуация, что на данном этапе непонятно, как и по какой цене считать объем разделенных фракций.
" К раздельному сбору ТКО подходят только как к экологическому моменту, но при этом надо понимать экономику процесса. Если с площадки надо вывезти четыре контейнера с разными отходами, то это будут четыре разные машины. И все эти расходы придется заносить в тарифы", - пугает чиновник.
К слову, ни городские власти, ни регоператор до сих пор окончательно не определились со способом сортировки отходов. Будет ли это двухпоточное разделение - на сухие и мокрые отходы. Или выгоднее делить отходы на отдельные фракции: пластик, бумага, стекло и остальной мусор.
Между тем в декабре прошлого года вступила в строй первая очередь комплекса глубокой переработки отходов (ГПО) "Волхонка". Это одно из пяти запланированных к строительству производств по переработке. За два следующих года будут запущены вторая очередь "Волхонки" и еще четыре мусороперерабатывающих комплекса.
Так что, так или иначе, вопрос с тарифами, нормативами и возможностью более просто заключать договоры на оплату услуги по факту коммунальщикам все же придется решать.
Впрочем, по мнению руководителя Северо-Западной общественной экологической организации "Зеленый крест" Юрия Шевчука, с точки зрения экологии вопрос раздельного сбора мусора - это лишь малая часть мусорной проблемы, которую нужно решать в ближайшее время.
- Фракции, которые привыкли отделять петербуржцы, - это лишь 15 процентов от общей массы и 40 процентов объема ТКО, - напомнил он. - Главная же задача - вообще избавиться от мусорных полигонов. То есть из любых отходов сделать маржинальный продукт. И с этой точки зрения к этой цели мы все же приближаемся.
По словам Юрия Шевчука, уже давно разработаны технологии по переработке любого вида мусора в необходимые для экономики виды продуктов. К примеру, компост, который можно использовать для рекультивации земель. Из так называемых хвостов можно получать газ или жидкое топливо, которое пойдет для работы производств. Из буровых шламов получается отличный гравий.
-Все это уже есть в опытно-промышленных образцах, - говорит эколог. - И это прописано в новой концепции обращения с твердыми коммунальными отходами, которая практически готова. В ней четко прописаны все этапы, которые предстоит пройти, чтобы в 2030 году достичь полной утилизации отходов.