- Пациенты ожидают от врача не только квалифицированных действий, но и сочувствия. Но, к сожалению, не всегда получают. Сопереживанию, как и коммуникабельности, необходимо учить еще на студенческой скамье, - уверена руководитель центра компетенций кандидат психологических наук Елена Дьяченко.
Умение общаться с пациентами, кстати, ценят не только больные, но и работодатели. По данным исследований, проведенных центром, основным психологическим качеством будущего врача руководители клиник признали пациентоориентированность. Важна способность доктора вести с больным диалог, основанный на доказательной медицине, а не на давлении авторитетом, чтобы человек после посещения врача смог оценить риски и перспективы. Далее в приоритетах - стрессоустойчивость медика, умение уложиться в ограниченное время приема.
Только в прошлом году четверть студентов, осенью поступивших в УГМУ, а это более двух тысяч человек, решили параллельно с учебой овладевать дополнительными навыками в центре профессиональных компетенций. Сотни будущих врачей уже сдали экзамен по эмпатии. Тестируют студентов-медиков не только с помощью тренажеров или компьютерных программ. В процессе участвуют актеры, действующие по специально разработанным чек-листам (сценариям). В Екатеринбурге подготовлено 900 лицедеев, готовых изображать взыскательного и капризного пациента на занятиях и экзаменах.
Между тем
В конце прошлого года Центральный научно-исследовательский институт Министерства здравоохранения РФ опубликовал методические рекомендации с фразами, использование которых является "глубокой ошибкой в общении" с пациентами. Медикам посоветовали отказаться от безликих обращений "женщина", "мужчина", заменив их именем пациента. Кроме того, рекомендовано исключить фразы "ваша проблема", "что вас еще не устраивает", "не знаю, кто вам такое сказал" или "вы что-то путаете". В списке до десятка фраз-провокаторов. Врачам запрещено использовать уменьшительно-ласкательные слова и "фразы, возлагающие вину на пациента".