25.01.2023 00:00
    Рубрика:

    Половина студентов после диплома собирается учиться дальше

    Сегодня в России отмечают день студента. Какие планы у тех, кто сейчас учится в вузах? Каким они видят будущее образования? И что думают о работе? Эксперты президентской платформы "Россия - страна возможностей" совместно с министерством науки и высшего образования, министерством просвещения и Институтом развития профобразования провели масштабный опрос среди 350 тысяч российских студентов.
    Владимир Песня/РИА Новости
    Владимир Песня/РИА Новости

    В нем приняли участие представители всех федеральных округов России, в том числе более 14 тысяч человек из новых регионов.

    Выяснилось: почти половина молодых людей - 46 процентов - уже сейчас планируют учиться дальше после диплома. Что это - недостаток знаний, которые дают сегодня вузы, или желание углубиться в выбранную сферу знаний?

    - По мнению студентов, продолжать обучение нужно в первую очередь для получения новых профессиональных навыков и знаний по выбранной специальности, - уточнил гендиректор АНО "Россия - страна возможностей", и.о. ректора РАНХиГС Алексей Комиссаров. - Около трети участников исследования хотят учиться дальше ради расширения кругозора. Пятая часть признаются: не хватает имеющихся знаний и навыков. И еще столько же уже сейчас понимают, что будут менять профессиональную сферу.

    Что касается образования будущего, то треть студентов верят в то, что онлайн- и офлайн-форматы будут гармонично сосуществовать. 26 процентов думают, что лет через 5-10 вся теория будет даваться в онлайн-формате, а практика останется практикой в привычном традиционном виде.

    Интересно, что 22 процента студентов проходили образовательные курсы от блогеров. "Это удобно, эксперт говорит на понятном языке, отзывы хорошие и бесплатно" - так молодежь объясняла свой выбор этого формата. И кстати, большинство отметили: полученные таким образом знания были полезны.

    Диплом, еще диплом, курсы, профпереподготовка... А работа? Чуть больше трети студентов убеждены: проблем с работой не будет, молодым сегодня построить карьеру легко, а вот 54 процента видят сложности.

    Так или иначе, но больше половины студентов подумывают о том, чтобы в будущем стать предпринимателями, причем чуть более популярна эта идея среди тех, кто учится в колледжах и техникумах.

    Что привлекает? Возможность реализовать свои идеи и создавать новые продукты, а также то, что зарплата предпринимателя зависит только от самого себя. Гибкий график и возможность выбирать те проекты, которые нравятся, тоже идут в плюс. Перспектива стать успешным бизнесменом со своим именем интересует 26 процентов студентов.

    Больше половины студентов подумывают о том, чтобы в будущем стать предпринимателями

    - Сегодня в России меньше 1% занято в технологическом предпринимательстве, тогда как в развитых странах он достигает 30%, - говорит замминистра науки и высшего образования Дарья Кирьянова. - В университетах возникают идеи, вокруг них создается предпринимательская деятельность. В Год педагога и наставника в наших стартап-студиях, а их в вузах создано уже 19, будем вместе со студентами реализовывать идеи, обеспечивающие технологический суверенитет страны. Научить мыслить как предприниматель и действовать как предприниматель, можно только делая что-то вместе, и тут роль наставника неоценима. Студенты, выбирая свой профессиональный путь, сегодня нацелены на интересные, амбициозные задачи, на сильные команды и понятный результат. Мы же со своей стороны, готовы включать инициативных в совместную работу.

    Студенты отметили также важность наставников в учебе. Почти у половины они есть и это не педагоги. Как правило, это родители, старшие друзья или супруги.

    Чаще всего наставник это человек более опытный и компетентный, тот, кто может вдохновить своим примером. Но все же и преподавателей среди наставников студенты упомянули. Причем каждый десятый считает таковым школьного учителя.

    - Наставничество - один из тех механизмов, который качественно отличал и продолжает отличать нашу отечественную школу, - отмечает первый заместитель министра просвещения Александр Бугаев. - Наставниками всегда выступали более опытные учителя, за плечами которых многие годы кропотливой работы с детьми, с их психологией, с теми вещами, которые просто так не придут из студенческих лекций. Помощь наставника зачастую влияет не только на то, какой профессиональный путь выберет ученик, но и на то, как рано он узнает обо всех возможностях, которые перед ним открыты и которые можно реализовать в школе, колледже или вузе.

    Почти 60 процентов студентов поддерживают общение со своими учителями после окончания школы, причем чаще это делают студенты высших учебных заведений.

    Кстати, день студента, 25 января, отмечают 38 процентов участников опроса.