В Минске проходит выставка научно-технических достижений Союзного государства: топ-5 новинок

Многие экспонаты созданы благодаря союзным научно-техническим программам.
Многие экспонаты созданы благодаря союзным научно-техническим программам. / БЕЛТА
В Республиканском выставочном центре не протолкнуться. Школьники, студенты, просто любознательные минчане и гости столицы приходят сюда увидеть новейшие достижения ученых. Накануне экспозицию "Беларусь интеллектуальная" посетил Президент страны Александр Лукашенко. Вывод такой: можем делать все, от оборонки до товаров для жизни. Побывал на выставке и корреспондент "СОЮЗа". Представляем топ-5 новинок с союзной "родословной", которые приятно удивили.

Нам сверху видно все

Макет перспективного белорусско-российского аппарата дистанционного зондирования Земли будто парит в космосе. Круглый корпус, четыре лепестка солнечных батарей... Представитель УП "Геоинформационные системы" Вячеслав Сипач комментирует:

- Такой аппарат в 2028 году полетит на орбиту. Спутник будет иметь очень высокое разрешение, таких в мире немного. Оптику изготовят белорусские предприятия, а иные детали и узлы - российские, и в космос он отправится на российской ракете. Так что это совместный проект. Он станет частью белорусско-российской системы дистанционного зондирования Земли, уже включающей шесть спутников типа "Канопус В". Благодаря ей мы получаем из космоса информацию о, например, лесных пожарах быстрее, чем из европейских сервисов. Если новый спутник покажет себя с лучшей стороны (а мы в этом не сомневаемся), то и он пойдет в серию. Это будет огромный шаг вперед.

На электротяге

В духе времени Объединенный институт машиностроения НАНБ представил несколько разноплановых транспортных средств на электротяге: имиджевый спортивный родстер, каркасный пикапчик с навесными пластиковыми панелями, развозной городской грузовичок. Он, кстати, уже сертифицирован. Электромотор и электроника белорусские, а вот ячейки для накопителя энергии придется закупать. Один из вероятных поставщиков - российская корпорация "РЕНЕРА". Если, говорят в институте, ее предложение окажется конкурентным.

У входа в выставочный павильон посетителей встречает огромный колесный пахарь МТЗ

Оговорка не случайна. На соседнем стенде ученые НПЦ НАН Беларуси по материаловедению демонстрируют принципиально новую ячейку накопителя энергии - на основе натрия. Которого, в отличие от дефицитного лития, в Беларуси в виде обычной соли пруд пруди. Отсюда снижение цены в несколько раз при прочих равных характеристиках. А в качестве подложки используется графеноподобная масса, изготовленная из российского графита. На вид новая ячейка - как пакет упакованного в фольгу сухого молока. В действительности в ней "упакована" не имеющая аналогов прорывная технология, для реализации которой нужны солидные инвестиции. И вполне возможно, что они придут в Беларусь из России.

А вместо сердца - мотор

- Спрос колоссальный, - охарактеризовал уровень сотрудничества с российскими предприятиями инженер-конструктор Минского моторного завода Дмитрий Бусел, с которым мы встретились у стенда ММЗ. - Особенно это касается 3-4-цилиндровых моторов для небольших погрузчиков и подобной техники. Мы в Союзном государстве одни выпускаем такие двигатели, успешно заменяющие импортные.

Эту продукцию уже собирают из белорусских комплектующих в российском Ногинске. И в целом товаропроводящая сеть ММЗ в России насчитывает более 10 дилерских компаний и 60 предприятий промышленной сборки, экспорт в РФ возрос за год примерно на треть. А на нынешней выставке Минский моторный завод демонстрирует очередную совместную разработку, которая наверняка еще выше поднимет уровень взаимодействия. Речь о мощном газодизельном двигателе. Он создан в содружестве с компанией "РЗМ РариТЭК" из Татарстана. "Вот также его продукция, - показывает мой гид укрепленную на блоке цилиндров коробочку блока электронного управления. - Закупаем в России и топливную аппаратуру, другие комплектующие".

Мал золотник, да дорог

На фоне разноцветных мониторов, футуристических летательных и ездящих машин фрикционный диск сцепления со стенда ГНПО порошковой металлургии выглядит скромно. Однако специалист подтвердит: невзрачная на вид деталь воплотила в себе самые передовые достижения. Иначе как спеканием в контролируемой атмосфере специально подобранной смеси порошков такую деталь для гидравлической коробки передач изготовить нереально. А без нее замрут тракторы Муромского машиностроительного завода, такие нужные в разных регионах Союзного государства. То же касается другого экспоната - синхронизатора коробки передач для техники Минского завода колесных тягачей. Фрикционные диски производства ГНПО порошковой металлургии востребованы и на Мытищинском машиностроительном заводе, тракторных заводах Липецка, Череповца, Чебоксар и Санкт-Петербурга. В ГНПО выпускают основные элементы масляных насосов автотехники, выпускаемой в Союзном государстве. Многое создано с использованием результатов союзных научно-технических программ.

Чьи "мозги" лучше?

У входа в выставочный павильон посетителей встречают огромный колесный пахарь Минского тракторного завода и его младший брат мини-трактор. Несмотря на разницу в размерах, они близкие "родственники" - ими управляет электроника. На большом тракторе - разработанная в НАНБ. На маленьком - система, созданная в Казанском федеральном университете. Его представитель Нагим Давлетшин поясняет:

- Изначально мы разрабатывали беспилотное решение для КАМАЗа. Узнав об этом, представители МТЗ в Татарстане обратились к нам. На маленьком тракторе отрабатываем систему управления для большого. Она может работать как автопилот, а можно управлять машиной удаленно.

Пока изготовлены лишь прототипы тракторов-беспилотников. В будущем, предполагается, обе системы управления пересекутся, что еще более упрочит белорусско-российское научно-техническое сотрудничество.

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться