Николай Александрович, можно ли считать 25-летний возраст ТРО возрастом вступления во взрослую часть жизни? Или это все еще юность или даже отрочество?
Николай Ефимович: Честно говоря, мы сейчас находимся на такой стадии развития, что нам особо не до юбилеев, настолько сейчас горячая политическая повестка. И жизнь у нас не просто взрослая, куда уж взрослее! Мы на переднем крае информационной войны. Каждый день нам нужно и важно не просто отвечать на внешние угрозы и вызовы, но и работать на их опережение. На это работают все наши ресурсы: от круглосуточного телеканала "БелРос" до интернет-вещания: соцсети, Telegram, YouTube- и Rutube-каналы, Дзен.
Вы только что вернулись из Минска, расскажите, какие новости, благоприятные для телеканала "БелРос", вы привезли из этой поездки?
Николай Ефимович: Мы подписали с белорусским национальным телеканалом СТВ договор о трансляции одной из ключевых наших программ, ток-шоу "Есть вопрос!", на котором мы обсуждаем самую актуальную повестку дня, и экономическую, и политическую, и социальную.
И уже с этой недели наше шоу будет выходить в эфир в рамках канала РТР-Беларусь. Это безусловно расширит нашу аудиторию в Беларуси, и это самый прямой путь к зрителю.
Что представляет собой сегодня телеканал ТРО?
Николай Ефимович: У нас круглосуточный телеканал со среднемесячным охватом аудитории в 6-7 миллионов человек. И аудитория наша растет. Смотрение у нас от 11-12 до 15-17 минут в среднем и зависит от времени года: летом ниже, в более активные месяцы больше. В новогодние праздники резко идет вверх.
На этот показатель, кстати, очень любят ориентироваться рекламодатели: если телесмотрение фиксируется больше 10 минут, значит, на телеканал можно приходить и размещать рекламу, так как видно, что сформировалась неплохая лояльная аудитория. Даже если телеканал не входит в мультиплекс.
А где вас можно смотреть, если вы не входите в мультиплексы?
Николай Ефимович: На данный момент телеканал "БелРос" транслируют 320 операторов-партнеров, используя различные технологии передачи сигнала в России и Беларуси.
Телеканал "БелРос" присутствует в пакетах "Большой четверки" спутникового вещания РФ - ПАО "Национальная Спутниковая Компания" (Триколор ТВ), ООО "НТВ-Плюс" (НТВ+), ООО "Орион Экспресс" (Телекарта, Континент), ПАО "МТС".
С 2022 года Триколор ТВ, чья общая база составляет более 12 млн домохозяйств, ввел "БелРос" в пакет информационных каналов. При этом "БелРос" остался в пакете "Региональные каналы". Это тоже результат работы над качеством производимого ТРО телепродукта. В особенности в работе над программами новостной, политической, патриотической и аналитической направленности.
А что с радиовещанием?
Николай Ефимович: Своего радиовещания у нас пока, к сожалению, нет, поэтому мы на конкурсной основе работаем с ведущими радиостанциями России и Беларуси: "Радио России", "Вести FM", "Культура", "Говорит Москва" и Радио "Комсомольская правда". В Беларуси - радиостанция "Мир" и Первый национальный канал Белорусского радио.
При этом у нас есть своя радиостанция - Первое Союзное радио, которое работает на отдельной мультимедийной платформе в интернете. Кстати, там нас слушают порядка 600 тысяч человек! Есть свои каналы на YouTube и Rutube, два Telegram-канала, на одном из которых, кстати, с октября 2022 года идет онлайн-трансляция телеканала "БелРос". То есть, по сути, мы сегодня - целая мультимедийная платформа.
Сейчас много говорят об информационной безопасности. Как вы решаете эти вопросы?
Николай Ефимович: У нас в первой половине прошлого года была ситуация, когда хакеры подбирались к нашему эфиру, для того чтобы "влезть" со своей информацией, но мы успешно справились с попыткой взлома с помощью наших партнеров. Этот факт, кстати, я считаю очень позитивным, так как он говорит о том, что нас "заметили", нас считают полноценным бойцом информационного фронта. В итоге мы сегодня очень сильно укрепили безопасность сайта.
Но бороться приходится не только с хакерами. Нас постоянно, к примеру, удаляет такой информационный "монстр", как YouTube, - за яркую политическую повестку, которую мы продвигаем в интернете. Один только шортс "Вот мы и пришли! Генерал Аргамеддон" набрал свыше 11 миллионов просмотров. Это рекорд даже для YouTube, не только для нас.
За 2022 год у нас создан уже третий канал. Первый, кстати, имел свыше 5 миллионов просмотров, свыше 10 тысяч подписчиков, второй, который был удален в ноябре и имел 13 миллионов просмотров и свыше 17 тысяч подписчиков. А "БелРос 3.0" буквально за пару месяцев набрал свыше 17 тысяч подписчиков и восемь с половиной миллионов просмотров. Явно скоро закроют. Но мы ребята настойчивые и продолжим бороться.
Кто сегодня работает в ТРО, представьте команду?
Николай Ефимович: У нас, честно признаюсь, не очень большие зарплаты, поэтому сказать, что у дверей стоит многочисленная очередь из тех, кто мечтает у нас работать, нельзя. В центральном офисе, который в Москве, у нас трудятся 26 человек, еще 5 человек - в представительстве в Республике Беларусь.
Такое небольшое количество сотрудников обусловлено тем, что у нас нет своей материальной базы, своей службы новостей, мы работаем с партнерами. В этом, кстати, уникальность и особенность ТРО. При этом, например, в Digital-редакции, которую мы недавно создали, у нас сплошная молодежь, которая с компьютерами на "ты". У нас в штате уже третий год работает сотрудница, которая занимается продвижением ТРО в социальных сетях, она защищала дипломную работу на журфаке Белорусского госуниверситета.
Как сегодня собирается сетка телеканала?
Николай Ефимович: Мы исходим из наших измерений и оперативно меняем сетку. Вот, например, показательная история с мультфильмами, которые мы сначала поставили на шесть часов вечера, когда дети уже пришли из школы, из кружков и секций и сделали все уроки. Просмотры были неплохие. Потом решили передвинуть мультфильмы на три часа дня, но увидели, что число просмотров падает, и вернули мультфильмы на прежнее место. То есть мы оперативно реагируем на ситуацию. И так и по фильмам, и по политической повестке.
Зависит ли сетка от вкуса председателя ТРО?
Николай Ефимович: С какими-то предложениями я, конечно, соглашаюсь. Особенно если большинство предлагает показать тот или иной фильм. Но я, например, настаиваю на том, чтобы мы не отходили от "золотой коллекции" советского кино в кинопоказе. Например, фильм "Руины стреляют..." о белорусском подполье в Минске в дни освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков в обязательном порядке должен быть в нашем эфире. Как и 22 июня - созданный по заказу ТРО фильм "Брестская крепость".
Каким лично вы видите будущее ТРО в целом?
Николай Ефимович: Союзная проблематика требует ежедневной напряженной информационной работы, а традиционные СМИ до сих пор остаются "оплотом" экспертности, наибольшего доверия аудитории. Одним словом, радио и телевидение списывать со счетов еще рано, его нужно развивать в соответствии с современными технологическими возможностями. Тем более что запрос на информацию сегодня намного больше, чем раньше.
Но мы сегодня не входим ни в один российский мультиплекс и в социальный пакет телеканалов в Беларуси. А это сделало бы наш союзный медиаресурс еще мощнее. Думаю, что в рамках создания союзного медиахолдинга, о котором сейчас много говорится, эти задачи будут решены. Возможно, на базе ТРО и возникнет большая полноценная мультимедийная платформа.
Телерадиовещательная организация Союзного государства образована в соответствии с Договором между РБ и РФ от 22 января 1998 года. Телеканал ТРО (в результате ребрендинга в 2017 году получил новое название - "БелРос") выходит в эфир с сентября 2007 года, программы союзного радиовещания присутствуют в эфире с первой половины 2000-х годов. С 1 марта 2020 года начало вещание в сети "Интернет" "Первое Союзное Радио", число уникальных посетителей портала в 2022 году достигло почти 100 тысяч человек. Медиаресурсы ТРО насчитывают 62 тысячи подписчиков, общее число просмотров на всех интернет-платформах на 2022 год составило 19,8 млн.