Как бизнес на Востоке России адаптируется к сегодняшним экономическим реалиям

Новая экономическая и внешнеполитическая действительность дает толчок для развития бизнеса внутри страны, создает условия для снижения зависимости экономики от импорта. Такое мнение в интервью "РГ" высказал советник губернатора Хабаровского края Андрей Веретенников.
Андрей Веретенников: С учетом собственного опыта могу сказать следующее: чтобы быть успешным в бизнесе, надо найти свою нишу. Это может быть абсолютно любая сфера, главное - четко понимать рынок, возможность сбыта и конкурентные преимущества
Андрей Веретенников: С учетом собственного опыта могу сказать следующее: чтобы быть успешным в бизнесе, надо найти свою нишу. Это может быть абсолютно любая сфера, главное - четко понимать рынок, возможность сбыта и конкурентные преимущества / Из архива Андрея Веретенникова

Андрей Николаевич, как вы оцениваете состояние делового климата в регионе?

Андрей Веретенников: По итогам 2022 года в Хабаровском крае зарегистрировано 49,6 тысячи субъектов малого и среднего предпринимательства, что немногим меньше, чем годом ранее, - тогда было 50,3 тысячи. Но это связано в большей степени с перепрофилированием бизнеса. К примеру, если брать отрасль общественного питания, то сегодня уже нет нужды в таком объеме доставки, как в разгар пандемии. Соответственно, юридических лиц, которые оказывают такие услуги, становится меньше. Или другой пример: раньше предприниматели могли себе позволить иметь фабрику-кухню, которая рассчитана на десять и более предприятий при наличии трех. Сегодня эти процессы оптимизированы.

Общая оценка сектора предпринимательства показывает реальный рост. Число занятых в сфере МСП за год выросло на 20 тысяч и достигло 235 тысяч человек. Важно не забывать и про самозанятых - их в крае почти 45 тысяч, тогда как на начало 2022 было 24,5 тысячи.

Почти двукратный рост за год?

Андрей Веретенников: На самом деле здесь нет ничего удивительного. Человек может очень легко легализовать свой доход, выйти из тени. Это большая мотивация для личностного роста, развития бизнеса. Есть много примеров, когда самозанятые расширяют свой проект и переходят в разряд индивидуальных предпринимателей.

Существенно растут и налоговые поступления от самозанятых: более чем в два раза за год - с 52,8 миллиона рублей до 120 миллионов. При этом совокупный оборот уже превысил пять миллиардов.

Какие сферы вы считаете наиболее перспективными для начала и ведения бизнеса, учитывая текущие условия?

Андрей Веретенников: С учетом собственного опыта могу сказать следующее: чтобы быть успешным в бизнесе, надо найти свою нишу. Это может быть абсолютно любая сфера, главное - четко понимать рынок, возможность сбыта и конкурентные преимущества.

Конечно, на фоне внешних ограничений как никогда актуальны импортозамещение, технологическая независимость. И здесь для предпринимателей есть несколько видов мотивации. Среди них самый главный - отношение государства. Те меры поддержки, которые сегодня реализуются, действительно можно назвать беспрецедентными. Во-первых, информирование вплоть до рабочих кейсов. Раньше нужно было нанимать аналитиков, которые, к примеру, оценивали необходимость вхождения той или иной федеральной франшизы в регион. Такие услуги очень дороги. Сегодня же государство тебе само дает все расклады по отрасли. Во-вторых, имущественная и финансовая помощь. Так, за прошлый год предпринимателям выдано 349 микрозаймов по льготным ставкам на 648 миллионов рублей.

Поддержка IT-индустрии спровоцировала бизнесменов создавать новые программные продукты, которые раньше были не нужны. Ведь можно было заплатить иностранной компании, и она тебе предоставляла платформу. Сегодня это делают наши ребята.

Дело не в каком-то навязчивом позитиве, а в логике. Если изучить мировую историю и экономику, то мы увидим, что в сложные периоды государства брали курс на создание собственных технологий

Серьезное развитие в условиях поддержки со стороны государства получают индустрия гостеприимства и внутренний туризм. Существенно увеличились темпы и строительства, и местного производства стройматериалов. Вот вам еще одна ниша.

Как никогда развивается пищевая отрасль. В Хабаровске появились сыроварни, где делают сыр по технологиям российских производителей. Набирает обороты легкая промышленность. Предприниматели существенно расширяют свое присутствие на рынке, помогают в обеспечении наших бойцов в зоне СВО. Более того, хабаровчане выходят на экспорт.

Продолжая тему экспорта, расскажите, с какими странами мы развиваем деловые контакты?

Андрей Веретенников: Россия сохраняет взаимовыгодные отношения с абсолютным большинством стран мира. Что касается Хабаровского края, основными странами-партнерами при экспорте для нас являются Китай, Республика Корея, Казахстан, Япония, Филиппины, Белоруссия. Мы поставляем продовольственные товары, продукцию машиностроения, топливно-энергетической, химической промышленности, древесину, целлюлозно-бумажные изделия, металлы.

Безусловно, нельзя умалчивать и о трудностях. Из-за внешних ограничений деловая активность бизнеса несколько снизилась. Опросы показывают, что две трети предприятий столкнулись с проблемами импортных поставок сырья, материалов и комплектующих. Компании стали прорабатывать альтернативные производственные и логистические цепочки, переходить на отечественные аналоги, искать новые рынки сбыта. Сделать в этом направлении предстоит еще очень много, однако ситуация уже несколько стабилизировалась.

Инфографика "РГ" / Рафаэль Зарипов

Хватит ли нам ресурсов для полноценного импортозамещения?

Андрей Веретенников: Конечно. И дело тут не в каком-то навязчивом позитиве, а в логике. Если изучить мировую историю и экономику, то мы увидим, что в сложные периоды государства брали курс на создание собственных технологий, формирование инфраструктуры за счет внутренних сил. Весьма показателен пример СССР. Если мы в текущем темпе будем развивать все отрасли экономики, то сможем заменить импортную продукцию, обеспечить технологический суверенитет. Это стратегически важная задача государства.

Перспективными направлениями для Хабаровского края являются инженерные технологии, IT, пищевая, легкая промышленность, машиностроение, обрабатывающие производства. У нас традиционно высокий уровень компетенций.

Но на первый план зачастую выходит кадровая проблема, предприниматели отмечают нехватку квалифицированных сотрудников.

Андрей Веретенников: Действительно, ситуация непростая. Но надо понимать, что подготовка и привлечение кадров - двусторонний процесс. Минэкономразвития края ежегодно собирает данные о необходимости специалистов в той или иной отрасли. Благодаря этому корректируется число бюджетных мест в колледжах и университетах, появляются новые кафедры. И сегодня мы можем говорить о том, что предприниматели сами стали участвовать в образовательных процессах, начиная с детского сада и заканчивая вузом. Многие уже перестали привлекать специалистов с запада страны, а тем более иностранцев, делая ставку на местных ребят. Считаю это верной стратегией.

Присоединился ли бизнес Хабаровского края к помощи участникам СВО?

Андрей Веретенников: Да, и довольно активно. Обычно это не афишируется, но объемы поддержки действительно серьезные. Поставляются спальные мешки, спецодежда и экипировка, аптечки, медицинские товары. Предприниматели помогают техникой, передают автомобили, электронику. Помощь оказывают и семьям военнослужащих.

Без всякого пафоса скажу, что патриотизм подогревается логикой и душевностью соотечественников. Поддержка носит абсолютно добровольный характер, при этом имеет очень широкий масштаб. Правительство создало специальную систему, чтобы не было каких-то эксцессов, коррупции и все адресно и в срок доходило до наших ребят. Предприниматели уже точно знают, кому и чем помогать.