Самара, которая последние десятилетия была центром крупнейшего фестиваля моды "Поволжские сезоны Александра Васильева", пожалуй, легче других регионов встретила санкции. Закрытие зарубежных бутиков открыло перед местными производителями огромные возможности в разных ценовых и целевых сегментах.
Идей всегда хватало, но, чтобы оценить собственные возможности, еще летом 2022 года местные дизайнеры при поддержке регионального Минпрома провели маркет-фестиваль "Территория моды. Сделано в России". Он имел успех у публики (покупатели бонусом к шопингу получили бесплатные показы мод и мастер-классы), и у производителей, расходы которых за участие взял на себя облбюджет. При этом шоу не отгремело в пустоту, а перетекло со своими товарами в два мультибрендовых магазина, в которых продают одежду и обувь со всей России, но самарским на прилавках - конечно же предпочтение. Открыть свои "бутики" позволила чисто символическая плата за аренду, а иногда ТЦ и киноплексы, тоже переживающие сегодня не лучшие времена, предоставляют ее местным портным и обувщикам бесплатно.
- Импортный хлопок в ткачестве можно заменить урожайной коноплей и крапивой, такие проекты уже начинают реализовывать. А уж с синтетикой в нашем регионе нефтехимии дефицита точно быть не должно. Что же касается дизайнеров, то мы давно делимся ими с Европой", - оптимистично заявляет художник-модельер, генпродюсер первого в стране маркет-фестиваля "Территория моды. Сделано в России" Мария Казак. И тут же "стежок за стежком" вовлекает в процесс 3D-моделирования одежды, которое в Самаре давно уже реальность и позволяет шить костюм точно по фигуре и потребностям.
Очевидно же, что изделия международных корпораций при их огромных тиражах и рекламной раскрутке имеют более низкую себестоимость и цену на прилавке. Российские же фирмы не могут дать на старте низкую цену, проводить масштабные распродажи. Это будет завтра. А вот по эксклюзивности продукции они конкуренты уже сегодня, ведь каждая их вещь практически сделана вручную.
По части эксклюзивности и местной изюминки не отстают от самарцев и уральские дизайнеры одежды. К тому же на Урале предпочитают заявлять о себе не только с витрин и фестивалей, но и креативных площадок - от исторических особняков до развлекательных заведений. Например, в Екатеринбурге часть производителей устраивает модные показы в городских барах, собирая лояльную к бренду аудиторию, или выпускают совместную коллекцию с уличными художниками. Иначе говоря, устраивают коллаборации для привлечения новых клиентов.
Так, в креативном кластере "Домна", где свою одежду размещают 23 уральских модельера, презентовали работы участников международного фестиваля "Стенограффия". А поскольку те в основном рисуют граффити и муралы на стенах городских зданий, дизайнеры помогли им перенести стрит-арт на одежду. Футболки и толстовки с принтами объектов - не просто стильная находка, а способ продвижения уличного искусства. Кроме того, деньги с их продажи направили на реконструкцию второй части кластера, который находится в старинном купеческом особняке.
Встречаются и другие методы. К примеру, дизайнер Наталья Мишукова из Нижнего Тагила решила нанести тагильскую роспись на свои изделия. "Этот промысел, несмотря на его известность, совсем мало раскручен. Я попросила художницу, которая занимается росписью подносов, нарисовать розаны для принта и подобрать цветовую гамму", - отмечает она. В итоге появились пуховики и жилеты с бирюзово-синими розанами, которые жители сразу же раскупили.
Помимо организаторов фестивалей, индивидуальных мастеров и производителей, в коллаборациях участвуют крупные бизнесмены. Так строительный холдинг вместе с местным брендом одежды перезапустили проект "На районе". Его основали в 2020 году в формате серии футболок, посвященной разным районам Екатеринбурга. Линейку выпустили с участием художницы Лизы Нестеровой. Она родилась в микрорайоне Вторчермет и изобразила на одежде пруд, который прозвали Мухой, расположенный в Парке камвольного комбината.
Разумеется, на Урале, да и во всей России, проблем у легкой промышленности хватает. Ведь оборудование, технологии, ткани и фурнитуру раньше традиционно закупали за рубежом. Но дефицитнее всего - хороший портной, шляпник, сапожник.
Долгие годы профессия портного была не престижной, остались в ней большей частью люди пенсионного возраста, молодежь хочет "полета", а не "сидения". Но в прошлом году в Самарской области удалось провести первый конкурс профмастерства среди портных и оказалось, что желающих побороться за самый качественный "стежок" много. Это и представители фабрик, и самозанятые, и даже эксклюзивные портные театральных цехов. Конкурс показал, что у профессии, а значит и у отрасли, большие перспективы.
"Затяжкой на гипюре" остается сомнение, что и модный фестиваль в Самаре, и конкурсы мастеров - не станут постоянными, так как нет на них денег в бюджете. А вот в Свердловской области в этом году проведут конкурс креативных проектов именно на бюджетные деньги. На одно мероприятие, которое предложат участники, областной фонд поддержки бизнеса готов выделить до 500 тысяч рублей. При этом эксперты убеждены, что вложения в индустрию моды возвращаются инвесторам всего за полгода, именно столько продается на рынке сезонная коллекция.