Как сделать горнолыжный туризм в России более безопасным

Ростехнадзор приостановил эксплуатацию пассажирской канатной дороги в секторе А курорта "Шерегеш". Как выяснилось, она несколько лет работала незаконно. На том же курорте в эти выходные разбился насмерть горнолыжник, вылетевший за пределы трассы на горе Зеленой. Что нужно сделать, в том числе на законодательном уровне, чтобы горнолыжный туризм стал менее травмоопасным видом активного отдыха?

Проверка, проведенная Сибирским управлением Ростехнадзора в отношении ООО "Канатные дороги Шерегеша", вскрыла нарушения требований промышленной безопасности. Во-первых, не была организована работа комиссии для принятия решения о вводе гондольной канатной дороги в эксплуатацию. Во-вторых, подъемник работал, не будучи зарегистрированным в государственном реестре, а его техническое освидетельствование перед началом использования не проводилось. Не проводится оно и ежегодно, а также не организована служба эвакуации пассажиров. Все это создает угрозу жизни и здоровью людей.

По официальным сведениям, канатная дорога эксплуатируется с 2019 года, хотя фактически она представляет собой объект незавершенного строительства на стадии оформления разрешительных документов. После проверки в отношении юрлица составили протокол о временном запрете эксплуатации объекта и протоколы об административном правонарушении. Материалы направили в Таштагольский городской суд.

А после гибели в Шерегеше 37-летнего горнолыжника из Барнаула возбуждено уголовное дело по статье об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, повлекшем по неосторожности смерть человека. Подробности смертельного несчастного случая продолжают выяснять следователи. Как и обстоятельства аналогичного ЧП на кузбасском курорте "Танай".

На "Танае" в середине декабря прошлого года горнолыжник погиб, налетев на металлическую конструкцию снежной пушки, находившейся у края трассы. Как рассказали очевидцы, пушка была прикрыта лишь тонкими матами, а на трассе не было ограждения.

По данным ассоциации "Безопасность туризма", число пострадавших и обратившихся за медицинской помощью на некоторых горнолыжных комплексах страны превышает одну-полторы тысячи человек за сезон (для сравнения: в Европе - два-три случая на тысячу человеко-дней катания). Между тем в России, при наличии двух ГОСТов по основным требованиям к деятельности горнолыжных комплексов и по оценке качества и безопасности предоставляемых ими услуг, отсутствуют четкие требования к обеспечению безопасности горнолыжных трасс (в отличие от объектов спорта), а также правила пользования ими. То есть правила поведения на трассах не утверждены. Да и классификация горнолыжных трасс (как и канатных дорог), в отличие, скажем, от гостиниц, - дело добровольное.

Как отметил председатель правления ассоциации "Безопасность туризма" Сергей Груздь, трассы классифицируются лишь для определения степени их сложности, обозначаемой определенным цветом (красная, зеленая, черная и так далее), а никак не в целях безопасности. Цветомаркировка на безопасность не влияет. Кроме того, на федеральном уровне до сих пор отсутствует полный перечень горнолыжных трасс - ведется лишь реестр тех, что классифицированы. По состоянию на начало ноября 2022 года в этом реестре значилась 461 трасса. А классификацией последних в стране фактически занимаются всего четыре аккредитованные организации. Не предусмотрено в России и обязательное страхование ответственности владельцев горнолыжных комплексов. Лыжников и сноубордистов тоже никто не страхует.

Кстати

О том, что вопросы законодательного и нормативно-правового регулирования горнолыжного туризма уже давно не терпят отлагательства, говорили участники Всероссийского совещания по безопасности горнолыжных комплексов в преддверии сезона 2022-2023 годов в Шерегеше. Тогда же подготовили ряд предложений для федеральной власти. Одно из первых - предусмотреть административную ответственность за нарушение требований безопасности к горнолыжным трассам и правил пользования ими, разработать и утвердить самостоятельные (отдельно от пляжей) "Правила классификации горнолыжных трасс" и привести их в соответствие с нормами законодательства и уточнения целей классификации. Также было предложено провести выборочные проверки соответствия аккредитованных организаций и их специалистов предъявляемым требованиям, проверить качество проведенной классификации горнолыжных трасс. И ответственность владельцев горнолыжных комплексов, и жизнь и здоровье катающихся, должны быть застрахованы. Кроме того, авторы предложений полагают, что у администраций горнолыжных комплексов должно быть право на формирование черных списков горнолыжников. Тем, кто систематически грубо нарушает правила пользования трассами, будут отказывать в предоставлении услуг. По мнению Сергея Груздя, в этом поможет замена ски-пассов системой распознавания лиц.