Инита и Роландс - этнические латыши. Она никогда не была в России, он же в далеком детстве как-то приезжал к родственникам в Псков. Оттуда родом была его бабушка, которая все время проживала в Латвии. И все было бы хорошо.
В последние годы семья обосновалась в небольшом шведском населенном пункте. Здесь родились и их дети. Когда началась пандемия в связи с коронавирусной инфекцией, выручало пособие, которое выплачивали на троих детей.
Но после начала специальной военной операции в семье начались неожиданно проблемы. С двумя старшими детьми стали вести странные разговоры в школе, а сотрудники детсада стали родителей упрекать, что младший заявляет, что он русский. И такое поведение недопустимо...
А тут еще сосед-швед, живший по соседству, подложил свинью. Населенный пункт небольшой, все на виду, и всем известно, кто чем живет. Тем более он иногда заходил и удивлялся, что дети смотрят русские мультфильмы, а на столе стоит чашка с портретом Владимира Путина... И он аккуратно по-шведски начал "капать" во все органы: мол, не порядок, в поселке замаскировались агенты Кремля. В результате семьей Иниты и Роландса заинтересовались местные власти.
Представители опеки сперва вели с ними воспитательные разговоры. А затем откровенно стали грозить родителям, что изымут детей и передадут их в другую семью на перевоспитание.
Не дожидаясь худшего, супруги начали консультироваться в российском консульстве по поводу оформления документов на переселение в страну и оформления паспортов для детей. Но на это требовалось время. А судебные разбирательства уже начались.
- Мы с женой реально испугались, что наших мальчиков могут действительно забрать и передать на воспитание в чужую семью, - рассказывает Роландс. - Поэтому решили ехать в Россию самостоятельно - без российских виз и паспортов на детей, на свой страх и риск.
Глава семейства посадил в машину жену, троих сыновей, и все вместе отправились из Швеции в Финляндию. Границы между двумя государствами нет, поэтому тут не было проблем. Спокойно добрались до пункта пропуска Люття, что на границе с Карелией.
- Не представляли, как быть и что делать дальше, - смеется Роландс. - Но, видимо, не зря говорят, что обиженным Бог помогает. Случилось просто непредвиденное...
Финские пограничники почему-то не обратили внимания на машину с номерами Евросоюза. То ли, может, из-за нынешней непростой ситуации - автомобилей вообще очень мало пересекает границу Суоми и России, то ли семье действительно повезло. Открылся шлагбаум, и Роландс потихоньку поехал.
И так доехал до российских пограничников. А там уже стал сумбурно объяснять, что его семья просит политического убежища. Его выслушали и пропустили. Более того, пограничники сделали все, чтобы помочь родителям и детям.
Уполномоченный по правам ребенка в Карелии Геннадий Сараев, который уже встречался с семьей Роландс, рассказывает корреспонденту "РГ", что это сейчас глава семейства улыбается.
- А в тот момент его так трясло, что не мог с собой совладать. Волновался и страшно переживал, как у них в России все сложится, - замечает Геннадий Сараев. - Видимо, до конца не верил в российское гостеприимство. Но пограничники, как говорится, вошли в положение.
На самом пункте пропуска нет ни одной комнаты, где можно было бы разместить перебежчиков. Тогда обратились в близлежащий город Костомукшу, перевезли семью туда.
- Благодаря совместным действиям администрации и благотворительного фонда "Живой город" - говорит глава Костомукшского городского округа Сергей Новгородов, - мы предоставили семье жилье, обеспечили горячим питанием в одной из местных школ и всем необходимым.
Дети вполне освоились и играют с удовольствием в машинки. Как добавил омбудсмен Геннадий Сараев, старшим мальчикам понадобится социализация, они учились в шведской школе, говорили там на этом языке, хотя в семье общались и на латышском и на русском. Лучше всех знает русский язык младший ребенок.
- Семья уже получила статус временных переселенцев в Российскую Федерацию, - добавил Уполномоченный по правам ребенка Геннадий Сараев. - В политическом убежище им отказали, потому что они не вели никакой политической деятельности. Думаю, просто не знали, как грамотно это называется.
- Что дает статус временного вида на жительство?
- Во-первых, закрепляет право официально находиться на территории России. Во-вторых, теперь они могут рассчитывать на все меры социальной поддержки. Но самое главное - они твердо намерены получить российское гражданство. Сейчас этими вопросами уже занимаются соответствующие государственные органы.
Нужно сказать, что и жители Костомукше семью приняли с открытой душой. Здесь все пытаются им помочь, готовы поделиться необходимым, ведь Инита и Роландс убегали практически без денег и вещей. Городские власти заявили, что готовы помочь и с детским садом, и со школой. Благотворительный фонд уже собрал сладкие подарки для мальчишек, принимает и денежные пожертвования.