На восстановление Украины предполагается направить только ликвидные российские активы. "У нас заморожено активов в Европе более чем на 300 млрд евро. Тут речь идет практически о 10% от общей суммы", - говорит директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. Любые передачи активов должны сопровождаться хорошо подготовленными нормативными актами. Никто толком юридической базы, по этому вопросу не подготовил, считает он.
"Правовое государство должно все это проводить в рамках свободного конкурентного судебного решения. То есть здесь Россия выдвинет свои претензии и представит своих адвокатов. Потом они наверняка будут проводить суды по англо - саксонскому праву, а это - прецедентное право, значит им нужно находить какие-то прецеденты. То есть на пустом месте арестовать и изъять не получится. Тут нужно доказать прецедент, рассуждает эксперт. "Поэтому пока паниковать рано, это все лишь риторика, и никто изымать активы не будет. С привлечением адвокатов пока идет риторический этап, чтобы напугать нас. Но все равно я бы расценивал все это как негативный сигнал", - говорит он.
Декан юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ Ручкина Гульнара согласна, что по нормам международного права (принципом государственного иммунитета, в соответствии с которым суверенное государство не подчиняется органам власти других стран) юридические основания для ареста российских активов в Европейском союзе отсутствуют.
Незаконный процесс присвоения денежных средств другого суверенного государства может повлиять на мировую финансовую систему, которая уже сейчас претерпевает некоторую трансформацию. "Как только ЕС изымет в своих целях замороженные активы России, для всех остальных в мире это будет означать, что теперь любые денежные средства любого суверенного государства - это законная добыча тех государств, на территории которых находятся эти резервы. Сейчас доллар и евро держатся как раз на том, что множество стран и компаний хранят свои активы в облигациях западных стран. Но уже сейчас отдельные страны постепенно снижают свои резервы в долларах и евро, опасаясь их незаконного присвоения", - замечает эксперт.
Поэтому ЕС предложили странам-членам и их партнерам создать фонд для управления ликвидными активами Центрального банка России на сумму не менее €33,8 млрд, а прибыль от инвестиций использовать в рамках плана восстановления Украины. Однако, такая схема сопряжена с рисками: если операции с российскими активами окажутся убыточными, компенсировать Российской Федерации потери придется из бюджета Европейского союза, отмечает Ручкина. При этом предпринимать какие-либо шаги можно не раньше, чем закончится оценка российских активов, оказавшихся под контролем ЕС, информация о местонахождении которых остается достаточно закрытой (ею обладает ограниченный круг лиц: председатель Центрального банка России, министр финансов Российской Федерации, возможно еще несколько человек).
"Кроме того, есть способы ответить на незаконные действия ЕС зеркально, поскольку в России остаются заблокированными средства недружественных стран примерно на ту же сумму, что и российские замороженные золотовалютные резервы", - напомнила эксперт.