Выбранная тема неслучайна. Нижний Новгород - студенческая столица Приволжья. В этом году город получил статус Молодежной столицы России, начата реализации проекта строительства здесь большого IT-кампуса. Поэтому вопрос о том, как студентам быстрее и комфортнее добираться от дома до учебы, чрезвычайно актуальный.
Как молодежь может поучаствовать в развитии метро? Готовы ли нижегородские вузы готовить кадры для строительства и эксплуатации метрополитена? Об этом и многом другом говорили участники круглого стола.
- Мы готовы к подготовке кадров для метро и уже делаем это - готовим практически все необходимые для отрасли специальности. А наши выпускники-энергетики уже работают в проекте, - сообщил в приветственной речи ректор НГТУ Сергей Дмитриев.
До 2025 года в Нижнем Новгороде появятся две новые станции метро в центральной части города - "Площадь Свободы" и "Сенная". Они станут продолжением Автозаводской ветки. В зоне пешей доступности от этих станций находятся несколько вузов Нижнего Новгорода. Кроме того, идет проектирование Сормовской ветки, строительство которой может начаться уже в этом году.
Председатель Нижегородского городского отделения Российского союза молодежи Анастасия Шокурова рассказала: из ее бесед с молодыми горожанами становится ясно, что строительству метро они скорее рады и отмечают для себя его близость к университетам.
- Им нравится слоган "Неудобства временны - комфорт навсегда", но они плохо знают историю нашего метро, историю появления станций. Думаю, на экранах в вагонах для того, чтобы заинтересовать пассажиров, можно делиться интересными фактами, а не только показывать рекламу, - добавила Анастасия.
Руководитель нижегородского отделения Российских студенческих отрядов Александра Панина напомнила, как тяжело приходится пока добираться ребятам из нижней части города в нагорную и что российские студенческие отряды с огромной радостью включатся в процесс строительства метро.
Заместитель заведующего кафедрой "Автомобильный транспорт" НГТУ Михаил Корчажкин отметил, что студенты ждут от нового метро прежде всего высокой регулярности сообщения и разветвленности сети. При этом важным моментом является наличие пересадочных тарифов для использования нескольких видов транспорта и льгот для учащихся.
- При обширном внедрении выделенных полос для движения городского транспорта можно будет быстрее добраться до станций метро. По нашим оценкам, количество поездок с пересадками должно значительно вырасти с введением новых станций метро, - добавил Михаил Корчажкин.
Кстати, именно эта кафедра и студенты НГТУ принимали участие в организации опросов жителей и подготовке программы развития новой маршрутной сети нижегородской агломерации.
Руководитель пресс-службы Нижегородского государственного лингвистического университета Марина Булгакова уверена, что метро - это плюс и для студента, и для вуза.
- Появление станции метро в непосредственной близости от нашего вуза значительно повышает шансы того, что иногородние студенты выберут именно нас. Опрос, проведенный в наших группах ВК и Телеграм, показал, что примерно пятая часть студентов готова отказаться от автобусов в пользу метро или найти квартиру подешевле и поближе к метро, - пояснила Марина Булгакова.
Для Архитектурно-строительного университета (ННГАСУ) новые станции метро также станут хорошим подспорьем.
- Появление станции "Горьковская" в свое время увеличило удобство для наших студентов. Но у нас много учится тех, кто живет на Бору, - заметила проректор ННГАСУ Светлана Лихачева. - Для них появление станции "Сенная" будет столь же важно в плане сокращения времени в пути, от дома до места учебы.
Профессор ННГАСУ Александр Иванов призвал студентов подумать о том, как улучшить безопасность в метро.
- Это ведь зона стресса, там высокий уровень шума. А еще вибрации, высокое напряжение. Ключевым элементом для обсуждения должны стать и пересадочные узлы - в их создании молодежь тоже может сыграть большую роль.
Руководитель группы экомониторинга Общественного совета Минприроды Элмурод Расулмухамедов добавил, что метро - это живой, развивающийся организм. И здесь важна творческая энергия молодежи.
- Например, при строительстве метро и дорог в горах в Китае для стабилизации мерзлоты под полотном использовали разработку красноярских студентов для отвода тепла. В российских метрополитенах также большой простор для технического и иного творчества, - уверен эколог. - Например, нашим активистам удалось добиться реализации идеи с включением в московском метро музыки. Сейчас идет работа над продвижением инициативы включать пение птиц, которое помогает снятию стресса. Это можно было бы запустить и на нижегородских станциях.
Студент 2-го курса НГТУ Кирилл Маринкин обозначил некоторые болевые точки, существующие сейчас в нижегородской подземке.
- Есть проблема в визуализации нынешней схемы метро. На картах и в интернете она одна, а в вагонах - другая. Нет обозначений сторон света. Для туристов это создает сложности. Еще можно бы сделать линии безопасности на всех платформах подсвечиваемыми, как на станции "Горьковская". Ну и провести мобильный интернет. Надеюсь, на новых станциях все это будет. И хорошо бы модернизировать пути в районе проспекта Ленина для снижения уровня шума и тряски в метро.
Для молодежи метро нужно сделать не просто способом перемещения из точки А в точку Б, это может быть приключение, считает блогер-урбанист, автор канала Moscow Walks Александр Усольцев. Он высказал идею о создании молодежного культа, собственной системы координат, уникальных "фишек", которые привлекут молодежь в метро.
- Например, в Москве проводились метроквесты, когда надо что-то найти на определенной станции. В Нижнем Новгороде их тоже можно проводить. Параллельно люди узнают историю, архитектуру. Еще вариант - коллекционирование транспортных карт. Они есть разные, в том числе и корпоративные. Сейчас в Москве за такими раритетами идет настоящая охота.
(Кстати, именно НГТУ совместно с оператором платежей на транспорте компанией "СитиКард" первым выпустил кобренд-карту к своему 105-летнему юбилею.)
- Мы постоянно говорим о том, что метро позволит избежать пробок, разгрузит магистрали, позволит людям быстро добираться до центра города и обратно к себе домой, но метро - это не просто транспортная система, а целая система координат. Например, в Москве уже давно говорят: живу рядом с такой-то станцией метро. А это значит, что транспортная сеть стала непременным атрибутом городской навигации, - подчеркнул Александр Усольцев.
Продолжая мысль урбаниста, блогер-эколог, заместитель председатель Московского городского отделения Всероссийского общества охраны природы Георгий Каваносян обратился к метростроевцам с просьбой включить в проект станций специальное место, которое могло бы, к примеру, стать точкой встречи друзей или даже свиданий.
Закрывая обсуждение, проректор по молодежной политике Нижегородского государственного технического университета Кирилл Гончаров выразил надежду, то когда-нибудь появятся станции и Верхних Печерах, и на проспекте Гагарина.
- Метро во всем мире - это рельсовый каркас города, вокруг него строится вся транспортная система. Это маховик, который будет раскручиваться. И наше новое метро может стать еще одним брендом Нижнего Новгорода. А быстрая доставка позволит сделать туристически привлекательными не только центр города, но и другие районы, - отметил он.