- Некоторые стартапы начинают свой путь с использования логотипа для индивидуализации товаров и услуг. Чем лого отличается от товарного знака?
- Товарный знак - это форма правовой охраны логотипа. Логотип как таковой первоначально, по факту создания представляет собой произведение, объект авторского права. По усмотрению правообладателя он может быть дополнительно обеспечен правовой охраной в форме товарного знака.
Товарный знак, в свою очередь, представляет собой обозначение, служащее для индивидуализации товаров (услуг). Такое обозначение, в том числе, может быть словесным, изобразительным (упомянутый логотип), звуковым, анимированным (анимированный ролик).
Зачем защищать логотип с использованием товарного знака? Все просто. Товарный знак - это более удобная для использования в коммерческой деятельности форма правовой охраны логотипа. Конечно же, никому в голову не придет охранять картину в форме товарного знака - для этого существует авторское право, предусматривающее широчайший инструментарий защиты прав на произведения искусства. Но если мы говорим о логотипе, который используется для коммерческого продвижения стартап-проекта, то правообладателя, как правило, беспокоит не переработка произведения, не незаконное его использование, а факт использования другими игроками рынка похожих обозначений. Такие обозначения могут быть результатом параллельного творчества и не будут нарушать авторские права на логотип. Товарный знак же позволяет блокировать использование сходных обозначений вне связи с историей их создания, просто в силу сходства, тем самым исключая возможность путаницы и введения потребителей в заблуждение.
- Лицом бренда чаще всего выступает именно товарный знак. Чтобы получить правовую охрану, обозначению нужно соответствовать множеству критериев, в частности не нарушать авторские права третьих лиц. Как можно проверить, не имитирует ли товарный знак чей-либо логотип или другой авторский объект?
- Статья 1483 Гражданского кодекса не предусматривает основания для отказа в регистрации товарного знака по основанию тождественности заявляемого обозначения объекту авторских прав в широком смысле. Запрет предусмотрен лишь для названий известных на территории РФ произведений, персонажей, а также цитат из таких произведений, произведений искусства или их фрагментов. Вопрос известности произведения при этом является существенным, и сам по себе факт публикации, в частности, подтверждением известности не является.
Таким образом, тотальная проверка сходства заявляемого обозначения со всеми существующими на момент подачи заявки объектами авторского права как нецелесообразна, так и невозможна. Количество объектов авторского права чрезвычайно велико, исчерпывающих реестров всех объектов авторского права, охраняемых на настоящий момент, просто не существует. Соответственно, провести подобного рода исчерпывающую проверку, даже если бы в ней был какой-то смысл, практически нет возможности.
- Недавно питерские ученые разработали приложение, которое позволяет проверить уникальность обозначения. Как Вы относитесь к такой технологии? Может ли она (ее аналоги) со временем заменить патентных поверенных?
- Таких технологий достаточно много, это далеко не первое на рынке решение для поиска сходных товарных знаков по запросу, представляющему собой изображение. Например, австралийская технологическая компания Trademark Vision, приобретенная Clarivate Analytics в 2018 году. Международное Бюро ВОИС еще с 2014 года предоставляет функцию поиска по картинкам в рамках общедоступного ресурса Global Brand Database.
Новые технические решения такого класса вовсе не направлены на "замену" профессиональных юристов, наоборот, они помогают сделать работу патентных поверенных проще, удобнее и эффективнее. Нельзя сказать, что справочно-правовая система, например ГАРАНТ, заменяет работу адвоката. Система помогает адвокату, обеспечивает удобный поиск судебной практики и законодательных актов.
- Каков уровень правовой грамотности у российских предпринимателей? Что поможет предпринимателям перейти на следующую ступень?
- Безусловно, правовая грамотность предпринимателей растет с каждым годом, но системная просветительская работа остается необходимым элементом развития устойчивых бизнес-практик использования интеллектуальной собственности.
Управление интеллектуальными правами ― сам по себе непростой экономический инструмент, и у бизнеса еще не было достаточно времени, чтобы привыкнуть к регулярному его использованию. Это и неудивительно: российскому коммерческому бизнесу по сути всего 30 лет, как и самому институту защиты интеллектуальных прав в России (которые теперь могут принадлежать частному бизнесу, а не государству).
Замечателен тот факт, что на рынке сейчас очень много полезных образовательных программ по защите и управлению интеллектуальной собственностью. В частности, коллеги из Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP ведут очень большую просветительской работу для предпринимательского и креативного сообщества. Недавно Центр под эгидой Агентства креативных индустрий (АКИ) при Департаменте предпринимательства и инновационного развития Москвы запустил бесплатный курс "Креатус Онлайн". Программа рассчитана на тех, кто ведет или только начинает свой бизнес, и кто хочет научиться грамотно управлять нематериальными активами компании. Чем больше будет таких инициатив, тем лучше.
- Популяризация права интеллектуальной собственности в России началась сравнительно недавно. Большинство предпринимателей все еще не умеют грамотно управлять своими интеллектуальными правами и защищать их. Какой совет Вы бы дали тем, кто только начинает свое дело?
- На стадии небольшого бизнеса, когда компания еще не может позволить себе специализированное подразделение по управлению интеллектуальной собственностью или профильного штатного юриста, целесообразно обращаться к специализированным сервисам. В частности, система "Онлайн Патент" позволяет эффективно решать задачи по обеспечению правовой охраны уже упомянутых товарных знаков, программ для ЭВМ, объектов патентного права.
Это просто и удобно: по существу, предприниматель просто обращается к специализированному онлайн-сервису и получает услугу "под ключ", как с онлайн-бухгалтерией. Не нужно нести постоянные издержки на штатных сотрудников, и вместе с тем появляется возможность обеспечить должную правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат компании.