Корреспонденты "РГ" встретились с ним в орнитологическом парке Имеретинской низменности. Когда Евгений появляется у главных ворот парка на своей тихо жужжащей электроколяске, прохожие невольно оборачиваются. Свое устройство с автомобильным креслом Женя называет "внедорожным танчиком": встроенный вертикализатор с легкостью берет подъемы и спуски горного курорта Красной Поляны, в нем можно лежать и даже стоять. Управление хитроумной системой происходит через джойстик на кронштейне, который я сначала ошибочно принимаю за микрофон - команды подаются лишь нажатием подбородка.
- Электроколяска подарила самостоятельность, с ней я стал свободно перемещаться по городу, - поясняет Князев. - Но таких устройств в нашей стране нет. Помогли друзья, они организовали сбор средств, который длился несколько лет. Но зато теперь, благодаря микрофону-джойстику, могу управлять бытовой техникой и работать на компьютере.
Травма, которую получил Князев в 2006 году, вызвала спастическую тетраплегию, иными словами, полностью обездвижила руки и ноги. Краснодарские врачи не смогли хоть сколько-нибудь облегчить состояние юноши, да и в Германии, славящейся передовыми медицинскими центрами, эскулапы одной из клиник, куда прибыл Женя в надежде на улучшение, тоже бессильно развели руками.
- Психологическую встряску дала реабилитация в крымском спинальном санатории имени академика Бурденко в городе Саки, - рассказывает Евгений. - Там с тобой общаются на равных, без сюсюкающего сожаления: если дома ты в прострации смотришь телевизор, то там, помню, в первое же утро я проснулся от оживленных звуков - кто-то включил трансляцию гонки "Формула-1". Вижу, по коридору пронесся на коляске один пациент, второй. Вскоре начинаются грязевые процедуры, физиотерапия, лечебная физкультура, но главное тут - четкий распорядок дня и общение с соседями по палате. Ведь когда попадаешь в такую ситуацию, никто (даже врач) не подскажет, что делать.
Зимние Олимпийские игры в Сочи оставили в наследие доступную инфраструктуру. Женя стал активно ею пользоваться, и с приобретенным опытом в нем стало зреть желание, чтобы больше людей с инвалидностью могли путешествовать, узнавать что-то новое, получали радость.
После обучения в школе социального предпринимательства Евгений разработал свой проект - информационно-туристский центр "Доступный Сочи", приобрел старенький вместительный микроавтобус и продумал инклюзивные маршруты по городу, в Абхазию и горы Красной Поляны.
- Я придерживаюсь индивидуального подхода: заранее узнаю, какая группа, какие заболевания, потому что кто-то может высидеть целый день, а кому-то надо через два часа отдохнуть, кому-то требуется сопровождение, - поясняет гид. - Первыми организованными турами стали поездки на гонки "Формула-1". Маршрут вначале протестировали с друзьями - съехались 15 человек. Мы не только побывали на автодроме, но и ездили в Красную Поляну, плавали в открытом бассейне, катались на аттракционах. В 2018 году устроил путешествие по городам, которые приняли чемпионат мира по футболу. А в прошлом - организовал свадебный тур в Абхазию для знакомых ребят с инвалидностью.
Евгений не скрывает, что услуги для инвалидов порой имеют завышенную цену, потому что сопряжены с дополнительными трудностями. Как социальный предприниматель, он готов помогать бизнесу в обеспечении доступной среды, но за рекомендациями обращаются единицы. В Европе инклюзивный туризм составляет весомую статью доходов, привлекая в кафе, музеи и кинотеатры дополнительных клиентов, у нас же пока на посетителя в коляске смотрят как на загвоздку. Впрочем, общество неохотно расстается со стереотипами, для этого нужно время и... такие энтузиасты, как Женя.