Почему упал спрос на безалкогольные напитки

Российские производители сладкой газировки сумели заместить ушедшие западные бренды: количество новых товарных единиц растет. Но продажи падают: в условиях экономической нестабильности потребители отказываются от товаров, без которых можно обойтись.
Отсутствия иностранных газировок на полках незаметно - наоборот, ассортимент напитков расширился.
Отсутствия иностранных газировок на полках незаметно - наоборот, ассортимент напитков расширился. / PhotoXPress

Ассортимент безалкогольных напитков с января по октябрь прошлого года вырос по многим позициям: в сладких газированных напитках - с 51,1 до 55,4 штуки на магазин, в энергетических и спортивных напитках - с 20,7 до 25 единиц, рассказали в исследовательской компании NielsenIQ.

Но натуральные продажи резко замедлились: в 2021 году они росли двузначными темпами (плюс 11,9%), а 2022 году (за последние 12 месяцев до ноября) ушли в минус (-1,8%). Фруктовые соки показали снижение на 12,7% (год назад - рост 5,4%), холодный чай - на 4% (в 2021 году - рост на 21,5%), прохладительные напитки - на 4,2% (против + 10,4% в 2021 году). В том числе на этом фоне замедлились темпы роста всей индустрии (- 4,2%).

Безалкогольные напитки традиционно не являются товаром первой необходимости: в условиях экономической нестабильности и корректировки "продуктовой корзины" спрос на напитки ожидаемо падает, поясняет президент Союзнапитки Максим Новиков.

Ранее Минсельхоз уже снизил оценку инвестиционной активности в отрасли в 2022 году. И предпосылок к восстановлению или росту рынка пока нет, говорит Новиков.

Кроме этого, с 1 июля 2023 года вступит в действие механизм взимания акциза на сахаросодержащие напитки в размере семи рублей за литр. "Данная мера может привести к дальнейшему росту розничных цен на напитки и способствовать снижению продаж", - считает эксперт.