Летом 2022 года большая часть грузов, предназначенных для отправки в Калининградскую область, попала в санкционные списки недружественных сопредельных государств.
Произошла вынужденная переориентация логистических цепочек с сухопутных маршрутов на морское направление, рассказывает представитель "Росморпорта" Дмитрий Стрельников. Сложности есть и сейчас, но операторы терминалов самостоятельно ищут пути выхода из сложившихся обстоятельств, добавляет он.
Непростая ситуация в южных портах. Суда стоят на рейде и ждут своей очереди от двух недель, говорит представитель компании "ОКОМА" Павел Попов. Но, сравнивая ситуацию этого года с положением вещей год назад, он отмечает положительную динамику. Попов добавляет, что такой нагрузки на инфраструктуру на Юге России не ожидали. Даже если контейнер принят в порту, быстро вывезти его не получается.
Выявленный дефицит контейнеровозов также влияет на конечную стоимость любого товара для потребителя. Но в ближайшей перспективе на рынке появится конкурентоспособное предложение по Каспийскому маршруту: через порт Астрахань и транзит через Иран, Туркменистан и Азербайджан, надеется Попов.
Грузопотоки летом 2022 года сместились с северо-западного направления на Дальний Восток. Но сейчас можно заметить, что число судозаходов в порты Дальнего Востока выросло за год всего на 6%. Например, по данным портала "Регистрация заходов и отходов судов в морпортах РФ", порт Владивостока с 24 февраля 2022 года по 27 января 2023 года принял 5905 судов, а за аналогичный период годом ранее - 5539 судов.
Декан факультета "Цифровая экономика и массовые коммуникации" МТУСИ Сергей Гатауллин утверждает, что судоходной отрасли удалось сохранить объемы грузооборота с учетом общего тренда "разворота на восток".
Однако проблема не только в портах. Сложности есть и на железной дороге. На этот раз возникли затруднения с железнодорожными перевозками нефтепродуктов в восточном направлении, отмечают в ФАС. Как сообщили в ведомстве, вопрос поднимался на заседании биржевого комитета. В РЖД пояснили, что держат на особом контроле и обеспечивают бесперебойную доставку нефтепродуктов.
В целом еще нужно время на перестройку потоков, считают в отрасли. По мнению руководителя отдела логистики компании "СЛК" Алексея Захудалина, происходит переориентировка на Центральную Азию и Ближний Восток.
"Открылись новые логистические хабы в Казахстане, Турции, Иране, Пакистане, вокруг данных хабов строятся логистические маршруты. Активный рост приходится на такой транспортный коридор, как Европа - Турция - Азербайджан - Россия", - говорит он.