Смотреть нечего: как россияне справились с уходом иностранных дистрибьюторов кино и сериалов
Сейчас для того, чтобы посмотреть такие популярные сериалы, как "Уэнсдэй", "Очень странные дела" или "Корона" наиболее сознательные зрители вынуждены покупать зарубежные подписки Netflix и пользоваться VPN. Площадки где продаются зарубежные подписки различных сервисов, не работающих в России, существуют давно, но в 2022 году к их ассортименту добавились Netflix, Spotify и ряд других. Наибольшей популярностью пользуются аргентинские, индийские, пакистанские и другие недорогие региональные подписки. При этом не стоит забывать, что для комфортного использования некоторых подписок требуется еще и платный VPN для обхода региональной защиты.
Однако, большинство зрителей, желающих смотреть топовые сериалы и фильмы, не стали загружать себя этическими проблемами и решили, что если западные студии не хотят брать деньги по-хорошему, то теперь путь клиента ведет их в "пиратскую бухту".
Пользователи постарше быстро вспомнили, что такое торрент-трекеры, а зуммеры отправились в социальные сети, а также на бесплатные и умеренно платные пиратские-стриминги, агрегирующие практически весь существующий видеоконтент. Каталоги таких сервисов огромны, а стоимость подписки в разы меньше, чем в легальных кинотеатрах. По данным сервиса Peer Trace, отслеживающего загрузки с торрент-трекеров, количество загрузок зарубежных фильмов в день исчисляется в России сотнями тысяч.
С анализом стриминга все несколько сложнее. По мнению генерального директора ассоциации "Интернет-видео" Алексея Бырдина, точно измерить увеличение потребления контента российскими пользователями в 2022 году на пиратских онлайн-ресурсах сложно.
"Если руководствоваться косвенными данными мониторинга SimilarWeb, то рост выглядит в районе 20%, но в реальности он может достигать и 50%. В любом случае он очевиден", - уверен Бырдин.
Гендиректор TelecomDaily Денис Кусков и директор видеосервиса Wink Антон Володькин считают, что в целом потребление пиратского видеоконтента в 2022 году в России выросло примерно в 2 раза. Однако по мнению Володькина российский контент страдает от пиратства в меньшей степени.
"Подавляющее большинство пользователей предпочитают смотреть новинки без рекламы в удобном онлайн-кинотеатре за относительно небольшие деньги. В целом, кино и сериалы в видеосервисах - один и самых доступных по цене и уж точно - по удобству вариантов досуга", - считает Володькин.
Менее оптимистично настроенные эксперты считают, что пользователь, ушедший на пиратский ресурс за недоступными в российских онлайн-кинотеатрах фильмами и сериалами, быстро поймет, что за минимальные деньги или даже бесплатно, ему доступен контент размещенный на легальных сервисах, а в силу низкой лояльности аудитории видеосервисов, он может и не вернуться обратно. Косвенно эту гипотезу подтверждают данные опроса аналитиков аудиторской компании Б1. По их данным более 25% опрошенных зрителей планируют отказаться от оплаты видеосервисов в 2023 году.
Амбивалентный Роскомнадзор
Свою роль в изменении потребительских паттернов российских зрителей в 2022 году сыграл и Роскомнадзор. С одной стороны, в 2022 году РКН заблокировал почти на 17% больше пиратских сайтов, чем 2021. То есть, борьба с пиратским контентом ведется.
С другой стороны, в реестр запрещенных сайтов в 2022 году было внесено почти 250 тыс. ссылок на сайты или конкретные страницы в интернете. Многие заблокированные интернет-ресурсы, включая социальные сети, к теме видеопиратства не имели никакого отношения. Это вызвало резкий всплеск интереса россиян к VPN-сервисам позволяющим обходить блокировки, в том числе и блокировки пиратских онлайн-кинотеатров и торрент-трекеров. По данным сервиса Atlas VPN в прошлом году страной с самым высоким уровнем внедрения VPN стали Объединенные Арабские Эмираты (25.72%), за ними следуют Катар (24.03%), а вот Россия заняла почетное 3-место (23.94%)с небольшим отставанием от лидера.
И волки сыты, и овцы целы
Двукратный рост потребления пиратского контента, сужение каталога онлайн-кинотеатров за счет самых востребованных релизов, массовое распространение VPN-сервисов. На первый взгляд складывается необычайно пессимистичная картина для российского стримингового бизнеса. Однако предварительные итоги года (финальный отчет будет опубликован в начале марта), подведенные Информационно-аналитическим агентством TelecomDaily показывают, что в 2022 рынок онлайн-кинотеатров вырос на 5%. Это меньше, чем раньше, но и о провале речи тоже нет. Что касается роста потребления пиратского контента, то по мнению Дениса Кускова, это не говорит о том, что люди мигрируют с легальных на пиратские сервисы.
"Согласно нашим опросам, даже в 2021 году 48% подписчиков официальных видеосервисов иногда пользовались услугами пиратов", - говорит он.
Такое поведение вполне объяснимо, если вы подписаны уже на несколько видеосервисов, а в среднем подписчики онлайн-кинотеатров имели 2.5 подписки, то из-за одного двух фильмов и сериалов, которые вы там не нашли, вы вряд ли подпишитесь на 3 и 4 видеосервисы.
По мнению Алексея Бырдина главные конкурентные преимущества пиратских ресурсов - большой каталог, низкая цена (или даже бесплатность). Они были до 2022 года, останутся и после. Ни один легальный видеосервис не может позволить себе лицензировать весь существующий контент. Это слишком дорого. Так что с этой точки зрения ситуация в этом году мало изменилась.
"Также как и остались прежними и основные преимущества легальных российских онлайн-кинотеатров - высокий технический уровень, надежность, удобный интерфейс и качественные рекомендательные алгоритмы, позволяющие пользователям пользоваться каталогом максимально эффективно. Это все сильно отличает легальные сервисы от пиратских, которые не могут позволить себе такой уровень разработки", - уверен Бырдин.
Он также отметил, что далеко не все западные мейджоры перестали поставлять контент в Россию. "Дом Дракона" от HBO премьера которого прошла в 21 августа вполне доступен на официальных онлайн-сервисах, как и эксклюзивы Apple TV+.
В онлайн-кинотеатрах увеличилось количество релизов из России, Турции, Китая, Южной Кореи, Индии и Латинской Америки. Безусловно это не замена ушедшим американским студиям, но своего зрителя они тоже нашли.
В целом все опрошенные "Российской газетой" эксперты, отмечают, что несмотря на объективный рост потребления пиратского контента, большая часть аудитории активно пользуется при этом и легальными видеосервисами. И как не парадоксально это звучит, но в текущей ситуации российские зрители смотрят все, что они хотят и где хотят, отечественные онлайн-кинотеатры продолжают зарабатывать, а рынок расти.