Научитесь проигрывать. В США отсутствие номинаций на "Оскар" чернокожих актрис оправдывают расовой дискриминацией

Знаменитая кинопремия "Оскар", очередная церемония которой уже не за горами, в последние годы регулярно ассоциируется со скандалами. Еще свежи воспоминания о прошлогодней церемонии, на которой актер Уилл Смит дал пощечину ведущему Крису Року за неуместные шутки в адрес своей супруги. И вот подоспела свежая "история": на киноакадемию посыпались обвинения в расовой дискриминации после того, как номинацию на статуэтку получила британка Андреа Райсборо, пишет The Guardian.
Carlo Allegri/Getty Images

Актриса из Великобритании будет представлена в номинации "Лучшая женская роль второго плана" за фильм "Ради Лесли", что стало неприятным сюрпризом для многих представителей западной (и особенно американской) киноиндустрии. 41-летняя Райсборо, известная по фильму "Обливион" с Томом Крузом, точно не была фавориткой в гонке за почетную номинацию: ее работа в "Ради Лесли" в целом признается весьма заурядной и ничем не примечательной. Однако, в Голливуде расценили иначе, выписав госпоже Райсборо почетный билет на предстоящую церемонию "Оскара". И тут же заиграла старая американская "песня о главном": незамедлительно появились возмущения о том, что чернокожих актрис якобы притесняют и нагло игнорируют, а организаторы всемирно известной кинопремии благоволят только белым. В общем, очередное проявление изрядно надоевшего "Black Lives Matter", и все в этом духе.

Гнев злопыхателей киноакадемии связан с тем, что из-за выбора в пользу Райсборо в пролете оказались две чернокожие актрисы - Даниэль Дедуайлер и Виола Дэвис. В частности, расистскую тему педалирует режиссер Чинонье Чукву, снявшая картину "Тилл" с участием Дедуйалер. По ее словам, кинематографическая тусовка США "защищает статус белых и способствует сохранению неприкрытой мизогинии, направленной против темнокожих женщин".

В похожих тонах запели и другие сторонники чернокожих - например, кинокритик из The Los Angeles Times Роберт Дэниелс. Эксперт заявил, что американская киноиндустрия является "испорченной системой". Как считает Дэниелс, темнокожие актрисы чуть ли не из кожи вон лезут ради продвижения своих фильмов, следуя установленным "правилам игры": ходят на телеэфиры и торжественные ужины, инициируют публикации о себе в СМИ, пытаются угодить представителям киноакадемии - но при этом остаются у разбитого корыта. Квинтэссенцией же растущего негатива является возрождение хэштега OscarsSoWhite ("Оскар такой белый" - прим. "РГ") в мировых соцсетях.

В действительности же внезапный успех Райсборо имеет куда более простое и логичное объяснение: как утверждает The Guardian, картина с участием Райсборо банально провела более качественную пиар-кампанию, чем фильмы чернокожих конкуренток британки. Фильм "Ради Лесли" заручился поддержкой топовых представителей Голливуда, среди которых выделяются Кейт Бланшетт, Шарлиз Терон и Дженнифер Энистон. Эти голливудские глыбы обильно пели дифирамбы в адрес "Ради Лесли" и лично Райсборо, причем самыми разными способами: на мероприятиях для СМИ и светских раутах, на церемониях вручения других наград и просто через посты в соцсетях. Особенно любопытно, что столь активная лоббистская деятельность указанных голливудских звезд велась с подачи компаний Narrative и Shelter, которым "позолотила ручку" лично Андреа Райсборо. Между тем пиар-кампании фильмов с участием Дедуайлер и Дэвис вели богатые и авторитетные студии United Artist и Sony, чьи возможности точно не уступают покровителям "Ради Лесли".

Тем не менее организаторы "Оскара" решили получше разобраться в ситуации - и с этой целью уже на сегодня запланировали экстренное совещание. Причина - выяснение правомерности пиар-кампании "Ради Лесли". Параллельно в киноакадемии уже ненавязчиво встали на сторону обиженных чернокожих актрис: представитель организации намекнул, что вне зависимости от результатов этого расследования репутация Райсборо "сейчас терпит крах".

Разгорающийся голливудский скандал - очередное яркое свидетельство, как чернокожая повестка в США (и в целом - на Западе) затмевает собой буквально все. Возмущенные визги о мнимой "дискриминации чернокожих" стали предельно удобным оправданием для любой неудачи афроамериканцев - будь то спорт, кино или музыка. Из-за этого Андреа Райсборо в мгновение ока стала почти ненавидимым персонажем в среде приверженцев идей "Black Lives Matter". Хотя кое-кому просто не хочется признавать свое поражение в пиар-битве кинокартин.