Безусловно, есть, ведь Волга - величайшая река, тесно связанная не только с историей российского государства, но и с нашим сегодняшним днем. На ее берегах (включая притоки) проживает почти половина населения России и сосредоточено без малого две трети промышленного потенциала страны. Жителям Поволжья она кажется вечной, как небо, например. Исследователи же рассматривают Волгу как устойчивую экологическую систему, способную противостоять многим напастям, сохраняя при этом не только собственные свойства (скорость течения, направление русла, качество воды), но и разнообразие водной и прибрежной флоры и фауны.
О способности естественных экосистем к регенерации учеными написаны сотни книг, при этом очевидно: чем крупнее объект и чем больше компонентов он в себя включает, тем система устойчивее и жизнеспособнее. Даже минимальное разнообразие обеспечивает ей потенциальную возможность оставаться устойчивой. Разные элементы при этом являются своего рода зародышами разных стратегий развития (которые система всегда имеет "про запас" на случай непредвиденных ситуаций), а их комбинации - это весь спектр потенциально возможных состояний. Таким образом, нужно признать, что Волга имеет огромный потенциал для самовосстановления. И все же оценим его с позиции нынешнего состояния водного объекта.
Не секрет, что река за последние годы сильно обмелела. Например, в Казани уровень воды упал на три метра - обнажилась дореволюционная мостовая. А в Ульяновске, Астрахани, Костроме, Саратовской, Тверской и Самарской областях, в районе Рыбинска в Ярославской области посреди русла в прошлом году образовывались заметные островки - это весьма опасно. Вода в обмелевшей реке и водохранилищах прогревается быстрее и цветет, в результате в ней растет концентрация вредных веществ.
Корень проблемы в том, что с некоторых пор русла рек перестали углублять и расчищать. Из-за этого стали образовываться так называемые перекаты, которые можно встретить на всем протяжении реки. Эти песчаные отмели становятся для воды естественной преградой, которая значительно снижает скорость течения - она падает до уровня, при котором может активно разрастаться водная флора. Ситуацию усугубляет прогрев воды на мелководье. Вспомните другие реки, неглубокие, но с быстрым течением: они не прогреваются даже в жару и растительность в них крайне скудная, а вода чистая.
Во время весеннего паводка скорость течения максимально высока: в такой период вода способна сама очищать русло от осевшего ила и сносить на десятки метров крупные коряги. Теплые и малоснежные зимы приводят к скромным разливам, а значит, и образованию на дне илистых отложений, на которых трава пускает корни. Следовательно, необходимо помочь реке: проводить мероприятия по искусственной очистке дна как минимум в главном русле Волги. В проблеме, возможно, виновато и отсутствие сильных морозов. Когда на реке толстый лед, прибывающая в оттепели вода вынуждена искать себе путь и под давлением вымывает осевший на дне ил.
Все эти признаки говорят, что скопление ила, погибших растений, коряги, которые тоже становятся препятствием для разгона течения реки, негативно сказываются на ее состоянии, более того, создают благодатную почву для дальнейшего зарастания русла. Описанные негативные факторы можно отнести к природным явлениям, и с ними река, безусловно, справилась бы самостоятельно. Хотя, учитывая изменение климата, которое многие ученые связывают с глобальным потеплением, помощь людей в очистке русла "кормилице" не помешала бы.
Однако есть еще целый комплекс негативных для реки факторов, вызванных жизнью и деятельностью человека, точнее, человеческого сообщества. Не будем углубляться в их анализ, поскольку это не раз уже делалось до нас, просто перечислим:
1. Зарегулированность естественного течения реки вследствие создания на ней целого каскада гидроэлектростанций (их на Волге 12!). Некоторым исследователям этот факт позволяет говорить о "механическом", неестественном существовании реки и глубокой зависимости ее полноводности от нужд и интересов энергетиков. В частности, паводок иногда искусственно может быть перенесен на зимнее время, когда цена киловатта наиболее высока, а потребности в электрических мощностях максимальны. Но рыбы, к сожалению, таких сбросов не понимают и готовы нереститься только весной, а на весенние паводки запасов воды в хранилищах после зимних сбросов, бывает, что и не хватает. Налицо экологический конфликт, созданный человеческими руками, - следствие возможности искусственного регулирования.
2. Большой разбор воды для нужд питьевого водоснабжения городов. Например, почти 6,5 миллиона кубических метров в сутки составляет производительность всех станций водоподготовки Москвы, при этом жители мегаполиса ежедневно потребляют до трех миллионов кубометров. И это только столица, а ведь воду из Волги и ее притоков используют и в других городах. В таких масштабах этот фактор тоже становится существенным. Встают вопросы сбалансированности потребления и его контроля, совершенствования технологий, воспитания бережного отношения к ресурсу.
3. Согласующийся с предыдущим пунктом фактор сброса в реку сточных вод - побочных результатов деятельности человека. Нужно заметить, что при обмелении реки объем стоков не уменьшается.
4. Негативно воздействуют на реку и другие виды хозяйственной деятельности. Например, неграмотное полеводство ведет к нарушению почвы на берегах с последующим ее вымыванием. А в результате обработки химикатами сельскохозяйственных земель вблизи речных берегов качество воды страдает еще больше. Неправильная добыча песка и гравия приводит к разрушению пластов, задерживающих воду. Страдает экосистема и от браконьерства, и от перевозки по реке опасных для нее грузов.
Совокупность перечисленных факторов в итоге привела к тому, что важнейшая водная артерия России деградирует. Пока не поздно, нужно организовать помощь: "оставить ее в покое" не получится. Не только обмеление и зарастание Волги заметил Юрий Коробов как эксперт-эколог, но, и это главное, что река начала стареть быстрее человека. Оставить такой процесс без контроля было бы преступлением перед следующими поколениями.
Еще в 2019 году в ходе межведомственного совещания начальник главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства РФ Генпрокуратуры Анатолий Паламарчук рассказал, что в Волге уже погибло 80 процентов промысловых рыб, в том числе особо ценных видов. С его слов, безвозвратно утрачены природные акватории нерестилищ севрюги - на 40 процентов, осетра - на 80, белуги - на 92 процента. Сельдь волжская исчезла полностью.
Каких-то 100 лет назад Волга действительно была богата рыбой. Особенно ценились осетровые, а среди них белуга. В некоторых источниках рассказывается, что в то время волжские рыбаки вылавливали белуг до полутора тонн весом, но проверить это сейчас невозможно. Крупнейшая рыбина, факт вылова которой запечатлен на фото, была поймана в 1921 году в городе Тетюши недалеко от Ульяновска - она весила 960 килограммов. К слову, последнюю белугу в среднем течении Волги видели в Татарстане в 2005 году.
- Я считаю, что ресурс самоочищения Волги исчерпан, - поделился обеспокоенностью с корреспондентом "РГ" Юрий Коробов. - Что стало причиной? Их много. Это и общее потепление климата, и лесные пожары, и массовая вырубка лесов, нужных для задерживания снега, то есть для поддержания водного баланса, и другие факторы, о которых мы говорили выше.
Какие могут быть последствия? Самые печальные. Например, заброшенные населенные пункты: люди покидают родные места, ставшие труднодоступными из-за отсутствия возможности использования речного транспорта. Но прежде всего это изменение фауны и флоры в реке и на ее берегах. Заиливание, как мы уже говорили, способствует снижению скорости течения, усилению прогрева воды, что может привести к заболоченности. А далее реален всплеск уровня вредных веществ, снижающий качество воды, которую мы используем для питья.
Что делать? Помочь реке. Возобновить работы по дноуглублению и расчистке русел. А главное - учить людей бережному отношению к воде как ресурсу. Не тратить ее без нужды, не допускать слива в реку отходов, химических веществ, нефтепродуктов. Еще важнее - соблюдать баланс экономики и экологии: получение электроэнергии, добыча песка и гравия, строительство, судоходство, да, по сути, любая экономическая деятельность на реке должна осуществляться с учетом экологической повестки, подытоживает Юрий Коробов.