Это еще и возможность избавиться от тех, кто, не считая минуты, оставляет автомобили на весь день, мешая и тем, кто ходит, и тем, кто ездит. Такой подход позволит снизить автотрафик в центральной части и избавиться от пробок, возникающих из-за припаркованных вдоль обочин автомобилей.
- Другого варианта пока нет, - считает куратор проекта "Единое парковочное пространство", советник главы Ижевска по цифровизации Алексей Орлов. - В ближайшие два месяца в центральной части будут размещены уже 90 парковочных локаций на 1500 автомобилей. В России подобные организованы в 40 крупных городах, и в каждом предусмотрены пять-шесть тысяч платных машино-мест, так что и нас это ждет.
Вопрос о создании в столице региона платных парковок обсуждается с 2018 года. Сначала администрация планировала привлечь частного инвестора. Но позже в муниципалитете решили, что должны сами устанавливать и регулировать тарифы. В 2022 году появилось казенное учреждение "Центр цифровых компетенций", которое теперь и обеспечивает работу проекта за бюджетные деньги.
Из бюджета Ижевска на создание единого парковочного пространства в этом году потратят 100 млн рублей, в 2024 и 2025-м - еще по 97 млн. При этом ожидаемые доходы - около 70 млн рублей в год. "Так что не надо говорить, что мы сильно заработаем на платных паркингах, это больше похоже на социальную инициативу", - считает руководитель управления благоустройства администрации Ижевска Евгений Бунтов.
Тарифы для Ижевска разработчики тоже называют вполне приемлемыми: первые 15 минут бесплатно, потом 35 рублей за час. Для сравнения: в Нижнем Новгорода это 60 рублей, в Казани - от 30 до 100, в зависимости от расположения парковки, в Екатеринбурге - 30, в Перми - 20 рублей, но даром только 10 минут. В Новосибирске при цене от 50 до 100 рублей за час бесплатный лимит 30 минут. В Туле - 40 рублей за час, бесплатно - первые полчаса, но есть участки, где поставить машину можно и часа на три.
- В Ижевске пока заплатить за парковку можно будет в течение суток. Платные зоны действуют только по будням с 8.00 до 20.00. Нарушителей зафиксируют камеры и передвижные станции видеофиксации. Штраф - 2500 рублей, - предупреждает директор Центра цифровых компетенций Александр Уткин и напоминает о льготах, которые положены инвалидам, многодетным, ветеранам ВОВ и хозяевам электромобилей. - Они смогут бесплатно парковать свои авто в любое время, правда, если только заявят о себе - принесут в Центр цифровых компетенций подтверждающие документы.
У руководителя региональной организации Всероссийского общества инвалидов Максима Воробьева именно к этому пункту и возник вопрос. По его мнению, такой подход противоречит федеральному закону и может закончиться жалобами в прокуратуру.
- Инвалид может парковаться бесплатно везде, где есть соответствующий знак, - напомнил Воробьев. - Мы и так вносим сведения о наших машинах в специальный реестр. Почему бы муниципалитету не брать их там, как это делает ГИБДД, вместо того чтобы заставлять людей ходить по организациям и доказывать положенное по закону право.
Над этим предложением в администрации подумают, а вот на вопросы остальных недовольных (жителей домов, работников магазинов и кафе, родителей учеников школ, посетителей соцучреждений и больниц, расположенных в центре) ответ один - начнем работать, потом посмотрим.
- Будем реагировать, анализировать, как начнет развиваться ситуация. Каким будет спрос, станет ли меньше машин, примут ли горожане нынешние условия, в том числе по бесплатному периоду, - обещает Алексей Орлов. - Мы же не можем подстроиться под всех. Вы что, хотите, чтобы "кирпич" повесили на въезде в центр?
В планах властей - открыть и так называемые перехватывающие парковки, где можно оставить машину и пересесть на общественный транспорт для дальнейшего передвижения по городу. Но это, поясняют власти, дело будущего. Задача ближайшего времени - приучить ижевчан оплачивать возможность оставлять автомобили в центре. Кстати, месяц назад в муниципалитете обещали ввести бесплатный тестовый период. Сегодня оказалось - 1 февраля он уже закончится.
В администрации Ижевска заявляют, что платное парковочное пространство - часть интеллектуальной транспортной системы, в которую входит управление светофорными объектами, потоками автотранспорта. Система начнет работать весной 2023 года. Искусственный интеллект будет собирать информацию о положении дел на городских дорогах, анализировать данные и предлагать на их основе варианты решения проблем: менять порядок работы светофоров, добавлять на маршруты дополнительные единицы общественного транспорта, увеличивать или уменьшать и число платных парковочных мест.