Выбрали умные - что называется, последний писк технологической моды. Как в них ожидается? Если там плохо, что же тогда говорить об обычных обстановках...
В январе температура воздуха в Ижевске опускалась ниже минус 31 градуса.
Умные остановки общественного транспорта появились здесь в 2019 году. Их установке предшествовала широкая рекламная кампания. Эксперты разбирали нужность и необходимость конструкций, которые будут оснащены точками доступа к Wi-Fi, зарядками для смартфонов, видеокамерами. И даже мультимедийными модулями с актуальной информацией - с их помощью можно выйти в интернет, проверить почту, посмотреть карту города.
"Это пилотный комплект умных остановок. Посмотрим, как воспримет новые павильоны городское сообщество", - говорил тогда глава Ижевска Олег Бекмеметьев. Мы пошли и посмотрели.
За три года умные остановки изрядно поглупели. Сегодня это простые металлические конструкции. Зарядки, видеокамеры, точки доступа к интернету давно исчезли. Экран, показывающий время, погоду, и расписание транспорта, остался только на центральной площади. И то на отдалении от самой остановки. На другой - сохранились лишь электронные часы. У комплекса, что у администрации города заржавели конструкции, у того, что рядом с филармонией, разбиты стекла.
Умный - не значит счастливый. Судьба модных остановок в Ижевске явно не заладилась. Сегодня они в нерабочем состоянии. Причины тому стали известны в сентябре 2022 года, после жалобы жителей на сломанные окна. Оказывается, у города нет заключенного муниципального контракта на содержание таких комплексов.
И что делать? Мерзнуть, похоже, и без интернета. "После выделения финансирования и заключения контракта работы будут выполнены. Конкретных сроков нет", заявили журналистам в администрации столицы Удмуртии.
Три умных павильона с подготовкой площадки и установкой обошлись городу более чем 2,4 миллиона рублей.
В Пензе воздух в январе промерзал до 24 градусов.
Здесь умные остановки появились в конце прошлого года. Выглядят они красиво. Оснащены розеткой для подзарядки мобильных телефонов, Wi-Fi. Есть электронным табло, где в режиме реального времени отображается прибытие общественного транспорта.
Остановки можно использовать в качестве навигатора по местным достопримечательностям и социальным объектам, если создать и загрузить такое приложение. Для этого есть сенсорный экран. А ночью они похожи на произведение современного искусства благодаря неоновой подсветке.
Но то ли денег не хватило, то ли так решили чиновники, но умные остановки оказались пустышками. Ничего не работает: ни розетки, ни Wi-Fi, ни электронное табло. Сенсорный экран прикрывает картонка с изображением герба Пензы. Патриотично, но не функционально.
Уже с первыми морозами выяснилось, что легкие конструкции из прозрачного стекла не защищают от ветра и снега. Об этом в соцсетях писали жители города: "В 30-градусный мороз люди, ожидая транспорта, прятались за рекламными афишами, потому что они защищали лучше, чем новые остановки, где гуляет ветер". "Раньше остановка была - человек 30 могли уместиться и сухими в дождь остаться…". "Тут даже летом простудиться можно, что говорить о зимнем времени. Для кого эти остановки? Кому вообще в голову приходят такие идеи?"
Первые три остановки городу передал частный инвестор. Безвозмездно. После этого похожие конструкции стали появляться в разных концах Пензы.
В мэрии пояснили, что проект осуществляется на принципах государственно-частного партнерства. Цену остановочных павильонов не раскрыли.
Но в интернете похожие павильоны стоят от 100 тысяч рублей без начинки. На замену всех остановок на умные потребовалось бы более 30 миллионов рублей. А надо ли? Если такие пустышки получаются.
В Екатеринбурге температура воздуха в январе опускалась до минус 30 градусов 9 января в восемь часов вечера.
В новом году екатеринбуржцы ощутили нехватку теплых остановок. Морозы внепланово протестировали состояние улично-дорожной сети города. Слабым звеном оказались остановки. Сейчас в мегаполисе насчитывается 1499 павильонов для ожидания транспорта, и только один из них теплый. Для региона с резко-континентальным климатом этого мало, считают озябшие уральцы.
Модернизация остановок в Екатеринбурге началась несколько лет назад - эту проблему городские власти решали параллельно с ликвидацией ларьков. Нестационарные торговые объекты в основном пускали корни на остановках и нередко служили убежищем для замерзших пассажиров.
Теперь большинство современных остановок в центре города представляют собой остекленный металлический каркас в виде букв Г или П. "Стильно, но холодно", считают горожане.
Конечно, приятно, что многие остановки при этом стали умными - с интерактивными панелями, табло, зарядкой для телефонов, кнопкой экстренной связи и видеокамерами. Но от сильного ветра, дождя и тем более мороза легкая конструкция европейского типа не спасает. Да и многие умные панели вскоре исчезли.
Показательна история и первого в столице Среднего Урала "уличного смартфона". Его установили в преддверии мундиаля-2018 в центре города - рядом с остановкой "Площадь Коммунаров". Огромная панель производства совмещала функции мультимедийного указателя, справочника и гида.
Разработчики уверяли, что с его помощью любой екатеринбуржец или гость города может определить свое местонахождение на карте, получить информацию об истории города и ближайших знаковых объектах на двух языках (русском и английском). Можно было даже записать видео, передать привет Екатеринбургу.
Городские власти рассчитывали покрыть подобными устройствами всю территорию мегаполиса - с шагом в 500 метров. Однако большинство людей предпочло пользоваться не "большим смартфоном", а своим собственным.
Зимой невостребованность панели была особенно наглядной - ни одного следа на сугробах вокруг. В итоге "смартфон" демонтировали. А вместо неказистого, но теплого торгового павильона на остановке появились два продуваемых стеклянных навеса с "жердочками" для сидения из переработанного пластика.
Единственную на сегодня в городе теплую остановку в микрорайоне Солнечный соорудил застройщик (если не считать еще парочки подобных возле ТЦ "Мега", это тоже частная инициатива). Скорее всего, они станут последними.
"Обновление остановочных комплексов идет постоянно. В последние годы на эти цели выделяют 22 миллиона рублей. Но теплые остановки ставить не запланировано", - сообщила "РГ" замначальника департамента информационной политики мэрии Виктория Мкртчян.
Между тем, одна умная остановка стоит от 800 тысяч до миллиона рублей - с установкой и благоустройством.
Впрочем, есть в регионах и удачный опыт, есть и не очень, но власти готовы исправить ситуацию.
Полностью читайте в ближайшем номере "Российской газеты".