Мы встретились в студии Джамили в Нальчике. Внутри ничего лишнего: диванчик с журнальным столиком, небольшая примерочная и два ряда вешалок с платьями, пиджаками, сорочками, брюками и пальто, которые ждут своих покупательниц. Хозяйка признается, что несколько лет назад и не мечтала о таком. Она работала в городской администрации и творчеством не занималась. Но все изменил случай, а также обилие свободного времени в декретном отпуске.
- Я слышала, что мамы, ухаживающие за детьми, иногда открывают в себе новые таланты и хобби со временем становится основным делом. Так случи-лось и со мной. Нужно было чем-то себя занять, пока не ходила на работу. Я всегда следила за миром моды, не позволяла себе скучно одеваться, но никогда не держала иголку с ниткой в руках и не имела отношения к фэшн-индустрии, - рассказывает Афашагова.
Находясь в декрете, она нашла онлайн-курсы дизайна одежды, прошла обучение и втянулась в дело.
- Видимо, это оказалось настолько моим, что уже на первых уроках у меня горели глаза. Начала создавать макеты, на выездных мастер-классах одевала в них моделей. Я и сама не поняла, как за год создала первую коллекцию. Моя жизнь перевернулась с ног на голову. Теперь я живу этим, а с работы уволилась, - продолжает Джамиля.
Первая коллекция Афашаговой, которую та продемонстрировала на выпускном показе после года обучения, была раскуплена за месяц. Далее организаторы одобрили заявку начинающего дизайнера на участие в Mercedes-Benz Fashion Week в Москве, и вот уже готова новая коллекция из 30 луков. Позже она была опубликована в журнале Vogue Italia и другом модном глянце.
Сейчас вещи SanJamin носят телеведущая Виктория Лопырева, стилист и фэшн-блогер Гоар Аветисян, а также Карен Гонсалвес - сноха легендарного футболиста Зинедина Зидана.
- Когда сноха Зидана выложила сторис, где она одета в мои вещи, да еще со словами благодарности, я не поверила, - удивляется Афашагова. - Мне казалось, что это вообще не со мной происходит. И, честно говоря, меня немного пугало, что все случилось так быстро. Я переживала, что такой взлет быстро закончится, уйдет эйфория. Но, к счастью, этого не произо- шло. Хочется масштабировать свое дело, чтобы обо мне узнал весь мир.
Она уверена, что ее одежда не была бы столь популярна, если бы не фирменный почерк. Она во многом вдохновляется кавказскими национальными костюмами, причем не только женскими. Визитной карточкой ее стиля стали газыри - специальные кармашки на груди для хранения пуль и пороха. Афашагова использует их не канонически. Газыри разных размеров и расцветок встречаются на пиджаках, рубашках, подолах платьев и даже брюках. Это можно назвать оммажем - данью уважения в искусстве, но ни в коем случае не пародией. Кроме газырей, костюмы от SanJamin, как и национальные платья, отличают длинные рукава и головные уборы, похожие на кавказские.
Дизайнер признается, что использовать элементы национальных костюмов было рискованно: на родине ее могли не понять. С критикой действительно пришлось столкнуться, но Джамиля говорит, что была к ней готова. К тому же, считает художник, главное - не детали, а дух. В линейке у SaiJamin нет и не будет того, что можно назвать вульгарным: слишком коротких или открытых моделей. Скромность и интеллигентность - вот что является краеугольным камнем этого стиля.
Правда, в Кабардино-Балкарии нескромной одежды у девушек и так нет. Зато есть другая проблема: многие предпочитают черное и белое. Попробовать что-то новое часто боятся. Джамиля говорит, что ее модели - иные: они яркие и экспериментальные:
- Вначале переживала, что в республике привыкли носить "классику", а тут я со своими красками. Но когда приходят клиенты и я предлагаю им черные пиджаки без газырей, они отказываются. Говорят, что пришли ко мне именно за яркими дизайнерским вещами, сделанными в моем стиле. Конечно, мне бы хотелось многим девушкам подобрать образ. Некоторые даже не знают, что им пошло бы. Люди боятся выделяться. Им проще надеть "классику" перед выходом из дома.
Афашагова считает, что на улицах может появиться больше интересно одетых людей, если они станут следить за модой и тренировать вкус. Как и многие другие предприниматели, дизайнер в последний год столкнулась с трудностями. В работе Джамиля использует только проверенные итальянские ткани. Из-за изменения курса валют издержки возросли, но менять материалы она не хочет - качество важнее.
По словам Джамили, у нее должна случиться любовь с материалом и тогда модель получится. Из этой любви возникает идея, которую она превращает в эскиз, хотя тот, конечно, может меняться в процессе творчества. Следующий этап - пошив модельного ряда. В первое время на создание каждого предмета уходило до двух недель. Сейчас, как говорит дизайнер, все идет быстрее: уже накоплена база лекал, которые можно использовать в работе.
При этом международные связи в мире моды оказались крепче, чем во многих других сферах: тому свидетельство - приглашения, которые получает кабардино-балкарский дизайнер, на показы в Дубай, Италию и Францию. Ведь искусство и мода - это не политика, а красота. .
Самый дешевый предмет гардероба в студии Афашаговой стоит девять тысяч рублей, самый дорогой - 40. Хотя в том же Дубае продают вещи от Джамили по совсем другой цене - таков рынок. Дизайнер говорит, что ее бизнес не только окупился, но оказался вполне доходным. В будущем она надеется продвинуть свой бренд в мире, но при этом сохранить эксклюзивность каждой вещи. Сейчас любая покупательница может быть уверена, что такого пиджака, сорочки или тренча ни у кого больше нет.