Эта выставка - результат работы ученых Российского государственного гуманитарного университета, которые во время своих экспедиций по провинциям обращали внимание на иконы, сделанные и украшенные в буквальном смысле тем, что Бог послал. Фольгой, конфетными фантиками, воском, парафином - из него делали гроздья ягод. С орнаментом своя история - как правило, его наносили с помощью оружейных патронов или использовали для этого донышки рюмок. Опять же это происходило не потому, что у мастеров не было ничего святого, а потому что в селах был жесточайший дефицит. Приспосабливались, как могли. И даже умудрялись сохранять свой "почерк".
"В каждом регионе были свои традиции украшения таких икон, например, в Ельце мастера делали подобие кружевных салфеток из фольги, а на юго-западе Горьковской области, ныне Нижегородской, мастера любили украшать икону крупными рукодельными цветами. В этом плане каждая икона, конечно, была неповторима", - рассказывает куратор выставки, директор Центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ Дмитрий Антонов.
Интересно, что во время экспедиций по нижегородским селам исследователи находили иконы, украшенные даже пионерскими галстуками - из красного невыцветающего материала получались идеальные цветы.
Однако эксклюзивность и ценность таких икон до сих пор для многих неочевидна, сетуют в гуманитарном университете, часто их просто сжигают. Поэтому два года назад Дмитрий Антонов с коллегами взялся за спасение наивного наследия. В ход пошло все - экспедиции, публикации, книги, работа с регионами. Эксперты мечтают вдохновить провинцию на создание хотя бы небольших коллекций советских кустарных икон.
"Это очень важно, что в наших регионах есть такое наследие, которое пока еще не оценено и не изучено, если его вернуть, если о нем рассказать, то каждое большое село может получить узелок своей памяти и некоторой гордости", - уверен Антонов.
Открывшаяся в Государственном музее истории религии выставка "Советские иконы: религиозные артефакты эпохи гонений", по замыслу ее организаторов, также должна пробудить в обществе интерес к столь необычному явлению народного искусства.
"Все мы знаем, что была эпоха гонений на христиан в ранние века, византийское иконоборчество, если бы мы нашли иконы тех времен, это была бы сенсация, - говорили на открытии проекта кураторы. - У нас примерно то же самое, семьдесят лет была борьба с религией, люди с риском для жизни и свободы из подручных средств создавали иконы, это уникальное культурное наследие".
Если иконы, материалы и инструменты, которыми делались украшения, передали для выставки представили РГГУ, то отразить контекст постарались хранители Музея истории религии. Получилось сильно.
"Вначале мы видим разрушившиеся руинированные иконы, пострадавшие во время кампаний, потом плакаты на антирелигиозную тему и лишь затем, собственно, те советские иконы, что начали создаваться в новых условиях", - объясняют кураторы.
Выставка проработает в Санкт-Петербурге до конца марта. Затем, возможно, ее смогут увидеть и другие города. Увидеть и дополнить - у многих, если покопаться на чердаках и кладовках, найдутся самодельные советские иконы. Продать их вряд ли получится, не древнее искусство, но и сжигать за ненужностью не стоит, отдайте ученым, теперь это их хлеб.