Преференции связаны с тем, что нацеленный ранее на Европу лесной бизнес СЗФО после введения санкций пострадал сильнее всего.
Вместе с тем в этом году появятся и новые виды государственной поддержки: они помогут снизить затраты лесного бизнеса при перевозках продукции ЛПК как железнодорожным, так и морским транспортом, а также при ее перевалке в портах Санкт-Петербурга, Мурманской и Архангельской областей.
Напомним: в прошлом году "Российская газета" рассказала о том, что из-за перегруженности железнодорожных путей и дефицита вагонов часть лесопромышленников СЗФО пытается использовать возможности Севморпути. Вместе с тем доставка одного контейнера морем стоит сейчас почти на две тысячи долларов дороже железнодорожных перевозок и значительно увеличивает себестоимость пиломатериалов и продукции ЦБК. Тем временем транспортная субсидия стала существенной поддержкой в основном для предприятий малого бизнеса, тогда как крупные игроки ее просто "не заметили" из-за несоизмеримого роста затрат на транспортировку лесной продукции.
Одновременно доставка леса потребителю в прошлом году сильно задерживалась. Так, с сентября по декабрь 2022 года из заявленных 285 контейнерных поездов в Поморье фактически было отправлено 160 - это всего 56 процентов. По мнению председателя комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Александра Двойных, ситуацию можно разрешить, если установить квоту на выделение контейнерных поездов для предприятий Архангельской области.
При этом надо учитывать, что именно в Архангельской области лесопромышленный комплекс оказался одним из самых удаленных от новых рынков сбыта, из-за чего логистика поставок здесь значительно дороже, чем в других регионах.
Кстати, в прошлом году были утверждены и новые правила предоставления промышленным предприятиям транспортных субсидий - в список поддержки вошла продукция целлюлозно-бумажной промышленности, а также топливные гранулы. Более того, в 2023 году транспортную субсидию смогут также получать производители фанеры и пиломатериалов.
Но вопросы по поводу объема выделенных средств у лесопромышленников остаются - для крупных производителей даже увеличенный размер такой помощи не спасет ситуацию с доставкой. В Совете Федерации отметили, что предельный размер субсидирования в 2023 году сможет компенсировать лесопромышленным предприятиям Поморья не более трех процентов затрат на транспортировку продукции.
- Необходимо увеличивать транспортную субсидию и выплачивать ее поквартально, поскольку у крупных производителей затраты измеряются миллиардами рублей. Это один из самых злободневных вопросов в лесном бизнесе, - считает председатель комитета по лесопромышленному комплексу, природопользованию и экологии парламента Поморья Александр Дятлов.
Совет Федерации рекомендовал профильным министерствам правительства РФ, а также "Российским железным дорогам" рассмотреть и еще одно предложение Архангельской области - об установлении квот на контейнерные поезда. Кроме того, профильный комитет СФ предлагает разработать меры по снижению кредитной нагрузки для лесопромышленных предприятий.
Отметим, что для спасения лесной отрасли Архангельская и Вологодская области направили десятки обращений в федеральные ведомства и предложили более 30 различных способов поддержки ЛПК. Ряд из них уже принят: это, к примеру, льготное кредитование, согласно которому системообразующие лесные компании Северо-Запада уже заключили договоры с банками по льготной кредитной ставке 11 процентов. После обращения регионов СЗФО в органы власти России продлены и сроки реализации приоритетных инвестпроектов в освоении лесов.
Тем временем в правительстве Поморья считают, что новые меры по сохранению лесной экономики необходимо принимать экстренно, ведь ЛПК - главный источник поступлений региональной казны. И хотя бюджет области по доходам в прошлом году был исполнен с превышением плана на 12 процентов, рост поступлений обеспечивался в основном в первом полугодии:
- Начиная с июля поступления по налогу на прибыль ежемесячно снижаются и за полгода снизились практически на треть. В основном это касается предприятий лесопромышленного комплекса и финансовой сферы, - сказал на недавнем заседании Совета Федерации губернатор Архангельской области Александр Цыбульский.
По мнению главы региона, в сфере ЛПК Северо-Запада улучшить ситуацию сможет дифференцированный подход к определению объема транспортных субсидий, а также создание приоритетов для отправки лесной продукции СЗФО по железной дороге.
- Уже сейчас есть предложения по освоению новых рынков, но для этого необходим отдельный механизм субсидирования. Потому что с такими транспортными расходами наша продукция просто не будет востребованной и не сможет конкурировать на этих рынках, - резюмировал заместитель председателя правительства Архангельской области Евгений Автушенко.