31.01.2023 11:51
Поделиться

Спасти лесной бизнес Поморья помогут транспортные субсидии

Предприятия лесного комплекса получат дополнительные государственные средства для перевозки своих грузов на восток: напомним, в январе вице-премьер Виктория Абрамченко поддержала увеличение максимального размера экспортной логистической субсидии со 100 до 500 тысяч рублей в расчете на одно предприятие ЛПК. Кроме того, северо-западные лесопромышленные компании получат приоритет в перевозках продукции в восточном направлении.
Поддержать ЛПК сможет дифференцированный подход к определению объема транспортных субсидий.
Поддержать ЛПК сможет дифференцированный подход к определению объема транспортных субсидий. / Александр Кряжев/ РИА НОВОСТИ

Преференции связаны с тем, что нацеленный ранее на Европу лесной бизнес СЗФО после введения санкций пострадал сильнее всего.

Вместе с тем в этом году появятся и новые виды государственной поддержки: они помогут снизить затраты лесного бизнеса при перевозках продукции ЛПК как железнодорожным, так и морским транспортом, а также при ее перевалке в портах Санкт-Петербурга, Мурманской и Архангельской областей.

Напомним: в прошлом году "Российская газета" рассказала о том, что из-за перегруженности железнодорожных путей и дефицита вагонов часть лесопромышленников СЗФО пытается использовать возможности Севморпути. Вместе с тем доставка одного контейнера морем стоит сейчас почти на две тысячи долларов дороже железнодорожных перевозок и значительно увеличивает себестоимость пиломатериалов и продукции ЦБК. Тем временем транспортная субсидия стала существенной поддержкой в основном для предприятий малого бизнеса, тогда как крупные игроки ее просто "не заметили" из-за несоизмеримого роста затрат на транспортировку лесной продукции.

Одновременно доставка леса потребителю в прошлом году сильно задерживалась. Так, с сентября по декабрь 2022 года из заявленных 285 контейнерных поездов в Поморье фактически было отправлено 160 - это всего 56 процентов. По мнению председателя комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Александра Двойных, ситуацию можно разрешить, если установить квоту на выделение контейнерных поездов для предприятий Архангельской области.

При этом надо учитывать, что именно в Архангельской области лесопромышленный комплекс оказался одним из самых удаленных от новых рынков сбыта, из-за чего логистика поставок здесь значительно дороже, чем в других регионах.

Кстати, в прошлом году были утверждены и новые правила предоставления промышленным предприятиям транспортных субсидий - в список поддержки вошла продукция целлюлозно-бумажной промышленности, а также топливные гранулы. Более того, в 2023 году транспортную субсидию смогут также получать производители фанеры и пиломатериалов.

Но вопросы по поводу объема выделенных средств у лесопромышленников остаются - для крупных производителей даже увеличенный размер такой помощи не спасет ситуацию с доставкой. В Совете Федерации отметили, что предельный размер субсидирования в 2023 году сможет компенсировать лесопромышленным предприятиям Поморья не более трех процентов затрат на транспортировку продукции.

- Необходимо увеличивать транспортную субсидию и выплачивать ее поквартально, поскольку у крупных производителей затраты измеряются миллиардами рублей. Это один из самых злободневных вопросов в лесном бизнесе, - считает председатель комитета по лесопромышленному комплексу, природопользованию и экологии парламента Поморья Александр Дятлов.

Совет Федерации рекомендовал профильным министерствам правительства РФ, а также "Российским железным дорогам" рассмотреть и еще одно предложение Архангельской области - об установлении квот на контейнерные поезда. Кроме того, профильный комитет СФ предлагает разработать меры по снижению кредитной нагрузки для лесопромышленных предприятий.

Если транспортные расходы будут высокими, российская продукция не сможет конкурировать на новых рынках

Отметим, что для спасения лесной отрасли Архангельская и Вологодская области направили десятки обращений в федеральные ведомства и предложили более 30 различных способов поддержки ЛПК. Ряд из них уже принят: это, к примеру, льготное кредитование, согласно которому системообразующие лесные компании Северо-Запада уже заключили договоры с банками по льготной кредитной ставке 11 процентов. После обращения регионов СЗФО в органы власти России продлены и сроки реализации приоритетных инвестпроектов в освоении лесов.

Тем временем в правительстве Поморья считают, что новые меры по сохранению лесной экономики необходимо принимать экстренно, ведь ЛПК - главный источник поступлений региональной казны. И хотя бюджет области по доходам в прошлом году был исполнен с превышением плана на 12 процентов, рост поступлений обеспечивался в основном в первом полугодии:

- Начиная с июля поступления по налогу на прибыль ежемесячно снижаются и за полгода снизились практически на треть. В основном это касается предприятий лесопромышленного комплекса и финансовой сферы, - сказал на недавнем заседании Совета Федерации губернатор Архангельской области Александр Цыбульский.

По мнению главы региона, в сфере ЛПК Северо-Запада улучшить ситуацию сможет дифференцированный подход к определению объема транспортных субсидий, а также создание приоритетов для отправки лесной продукции СЗФО по железной дороге.

- Уже сейчас есть предложения по освоению новых рынков, но для этого необходим отдельный механизм субсидирования. Потому что с такими транспортными расходами наша продукция просто не будет востребованной и не сможет конкурировать на этих рынках, - резюмировал заместитель председателя правительства Архангельской области Евгений Автушенко.