Поделиться

Турпоток в Калининградскую область сократился из-за логистических мифов

Главная проблема калининградского туризма сегодня - негатив вокруг сухопутного транзита. Разговоры о блокаде российского эксклава и неоднозначные заявления властей Польши и Литвы уже отпугнули около двадцати процентов гостей из других регионов России. За минувший год Калининградскую область посетили 1,8 миллиона туристов, что ниже показателей 2021-го. Чтобы нарастить турпоток, необходимо развенчать существующие мифы и показать, что в самом западном регионе страны по-прежнему безопасно отдыхать.

Жесткие ограничения, установленные Литвой, касаются лишь грузового сообщения между Калининградской областью и основной частью России. Самолеты и поезда по-прежнему доставляют пассажиров в обычном режиме. Сложности возникают лишь с поездками на автомобиле. Добраться на личном транспорте до западного эксклава страны сегодня практически невозможно из-за визовой политики Евросоюза.

- Все говорят о перекрытом грузовом транзите через Литву, хотя он никак не должен сказываться на туристах. Всей туристической индустрии сегодня нужно создавать позитивный информационный фон, - сообщила руководитель региональной ассоциации предприятий индустрии туризма Светлана Слепенок. - По экскурсионным программам на начало 2023 года мы видим, что интерес туристов снизился примерно на 20 процентов. Если раньше отдыхающие брали туры или бронировали отели практически на все новогодние и рождественские праздники, то в этот раз глубина брони едва ли превышала три дня. Заказывали лишь самые распространенные экскурсии по Калининграду, Куршской косе и курортным прибрежным городам.

Что интересно, траты туристов в 2022 году, несмотря на общее сокращение турпотока, выросли на 60 процентов по сравнению с цифрами 2021-го. Однако причина здесь кроется скорее в общем удорожании услуг и товаров в регионе, а не в уникальных предложениях. Современный турист, убеждены эксперты, старается экономить. Отсюда и относительно небольшой средний чек. Поднимать показатели отрасли в 2023 году планируют за счет развития водного и внутреннего туризма. По последним подсчетам, более 190 тысяч калининградцев ежегодно путешествуют по родному региону.

Один из перспективных проектов ближайших лет - запуск пассажирского паромного сообщения по Куршскому заливу. По проекту новая переправа соединит населенные пункты Славского муниципального округа с поселком Рыбачий на Куршской косе. Это значительно сократит время для жителей восточных городов Советска, Немана и Славска, которое они тратят на поездки к побережью Балтийского моря. Кроме того, переправа уменьшит транспортную нагрузку на косу.

Схожий проект запускает инвестор, занимающийся восстановлением замка Тапиау в Гвардейском муниципальном округе. Областное правительство уже выделило предпринимателю льготный заем на покупку 30-местного катера для водных прогулок. По реке Преголя судно будет подвозить туристов из Калининграда к причалу у тевтонского замка в городе Гвардейске. Первый маршрут планируют запустить уже в этом году.

Один из перспективных проектов ближайших лет — запуск пассажирского паромного сообщения по Куршскому заливу

На дне Синявского озера в городе Янтарный откроют подводный археологический парк. По задумке региональных властей, это место должно стать точкой притяжения для дайверов. Новый подводный маршрут покажет прошлое озера, на месте которого раньше располагался карьер по добыче янтаря. Проект частично реализуют за счет средств гранта, полученного калининградским филиалом Русского географического общества.

Конечно, развитие водного туризма требует больших вложений. В особенности это касается дноуглубительных и берегоукрепляющих работ, а также создания причальной инфраструктуры и закупки новых катеров. Первая помощь уже пришла из федерального центра - на реализацию 42 бизнес-проектов, победивших в конкурсном отборе, направили 5,5 миллиарда рублей.

Кстати

Количество туристов, отдыхающих в отелях Калининградской области, сократилось в 2022 году на пять процентов. Эксперты полагают, что гости региона все чаще отдают предпочтение частным квартирам. Для отельеров и туристического бизнеса в целом это не очень хорошая тенденция, поскольку рынок аренды жилья чаще всего "серый" или вовсе "черный". С другой стороны, владельцы гостиниц и отелей искусственно завышали цены, особенно в летний период, что побудило туристов искать более доступные варианты проживания в частном секторе.