Эксперимент по маркировке пива начался еще 1 апреля 2021 года. В июле 2022 года минпромторг, Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор маркировки) и Ассоциация производителей пива (АПП, входят крупнейшие производители пива) договорились начать маркировку с 1 апреля 2023 года, посчитав это решение оптимальным и комфортным для отрасли. Маркировку будут вводить поэтапно: для пива в кегах - с 1 апреля 2023 года, в стеклянной и ПЭТ-таре - с 1 октября 2023 года, в алюминиевых банках - с 15 января 2024 года. Обязательная маркировка пива и слабоалкогольных напитков станет возможна благодаря интеграции Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) и системы маркировки. Поэтому пивовары смогут зарегистрироваться в системе маркировки только в случае, если они уже подключены к ЕГАИС.
По данным ЦРПТ, в эксперименте по цифровой маркировке пива и слабоалкогольных напитков участвует 351 компания, из них 211 - производители. В рамках пилотного проекта протестировано нанесение кодов на все виды упаковок на всех типах линий, а также налажена интеграция "Честного знака" и ЕГАИС.
С инициативой включить БАД в систему маркировки выступила глава Роспотребнадзора Анна Попова. Эксперимент по их маркировке идет с мая 2021 года. Обязательной она станет также с 1 апреля.
Как уточнили в ЦРПТ, в эксперименте участвуют 4390 компаний, в том числе крупнейшие производители, а также импортеры. Ряд крупных таможенных складов готов тестировать процессы маркировки с участниками бесплатно. Также проведен успешный эксперимент по выбытию маркированных БАД с маркетплейсом Ozon - на площадке уже можно приобрести промаркированные биоактивные добавки. Кроме того, в рамках экспериментов прорабатывается вопрос взаимодействия с информационной системой Россельхознадзора для сопоставления объемов сырья и готовой продукции. Это обеспечит подтверждение качества продукции и сырья, используемого при производстве БАД, считают в ЦРПТ.
Обязательная маркировка уже введена в России на целый ряд товаров. Так государство борется с нелегальной продукцией. В пиве доля такой продукции, по разным оценкам, варьируется от нескольких долей процента до 30%. Доля незаконного оборота БАД, по оценкам ВШЭ, составляет почти 60%. После введения маркировки доходы легальных производителей вырастут до 2,2 млрд рублей в год и около 700 млн рублей - дополнительные поступления в бюджет.
В пилотном проекте по маркировке парфюмерно-косметической продукции принимали участие 7828 предприятий, из них 152 - производители, 241 - импортеры, а остальные относятся к оптово-розничному сегменту, отмечают в ЦРПТ. За время эксперимента проведено более 20 испытаний по нанесению кодов как на отечественную, так и на импортную продукцию.