С первых дней массового выезда жителей ДНР и ЛНР в Россию мы работали с коллегами - региональными уполномоченными, Российским Красным Крестом, волонтерами.
Свыше 4000 обращений людей, бегущих от обстрелов, обозначили для нас и новый круг системных проблем в нормотворческой сфере. Большинство наших предложений было учтено правительством, минтрудом, МВД и Центробанком России, что позволило определить порядок наличного обмена гривен на рубли, работать без патента, менять украинские водительские удостоверения на российские без экзамена, освободить эвакуированных от уплаты ряда госпошлин.
Значительное количество обращений поступило от родных и близких наших военнослужащих, выполняющих боевые задачи в рамках СВО.
Это потребовало кардинальной перестройки организации работы государственной правозащиты. В кратчайшие сроки мы создали три рабочие группы по оказанию помощи эвакуированным людям, военнослужащим и мобилизованным.
Благодаря нашим непрерывным контактам с минобороны и МИД России родственники узнавали о судьбе военнослужащих, в том числе по моему ходатайству члены Международного комитета Красного Креста посетили многих наших пленных.
Самое ужасное, это когда разделенными огнем оказываются дети и родители, семьи, близкие люди. В том числе с помощью установленного с украинской стороной взаимодействия, нам удалось воссоединить 34 семьи.
Каждый такой случай - результат сложного процесса переговоров, решение вопросов по установлению опеки, проблем с транспортом, оформлением документов.
Продолжалась работа и по традиционным для нашего института направлениям: защите трудовых, жилищных, семейных и пенсионных прав; защите прав потерпевших, обвиняемых, подозреваемых, осужденных.
Мы не гонимся за статистикой. Скорее нас подгоняет само время и осознание того, что прямо сейчас, в эту минуту кому-то очень нужна наша помощь.
В наступившем году для нас одной из важнейших задач станет интеграция институтов уполномоченных по правам человека новых территорий в российскую систему государственной правозащиты.
Будем укреплять взаимодействие с институтами гражданского общества: общественными наблюдательными комиссиями, волонтерами, общественными организациями правозащитной направленности, экспертами.
Мы должны стать более доступными для людей. Сейчас идет работа над новой цифровой платформой, которая объединит информационное пространство российских омбудсменов, а также свяжет нас с другими информационными системами и сервисами государственных органов и организаций, осуществляющих защиту прав и свобод человека.
Можно долго говорить о новых направлениях и инструментах работы, но главное для нас остается прежним - делать все, чтобы в нашей стране права человека реально соблюдались.