Режиссер Андрей Сидельников рассказал о новом спектакле в жанре роуд-муви по пьесе белорусского драматурга Константина Стешика
Два друга выходят ночью на улицу подышать свежим воздухом (один), стрельнуть сигаретку у прохожих (другой). Путешествие (прогулка) по ночному городу. Главных героев играют ведущие актеры "Субботы" - Иван Байкалов и Владислав Демьяненко.
"Пошли пройдемся, сказал мне друг. Пошли, сказал я. Мы вышли на улицу, на улице шел дождь. Я вернусь за шапкой, сказал я, а то голова замерзнет. Да ну, сказал друг, мы быстро. Сейчас сигарету стрельнем, и назад, сказал друг. Бросай курить, сказал я. Бросай говорить мне что делать, сказал друг. И улыбнулся..." - так построена пьеса, скорее, рассказ - от первого лица, моно - обозначено и у автора. Но в театре монолог распределен между восемью артистами.
Режиссер рассказал "СОЮЗу" о постановке.
Заходишь в зрительный зал и видишь на экранах глаз крупным планом. Что вы в это вкладываете?
Андрей Сидельников: Вся наша жизнь сегодня зафиксирована: фото, селфи, видео, навигаторы, голосовые помощники на наших гаджетах, съемки уличных камер, посты в соцсетях. Личное пространство человека очень сильно сузилось. Все время кто-то наблюдает, подсматривает за нами. И никуда не спрятаться от этого. В каждой квартире телевизоры, телефоны, компьютеры, камеры… Многие зрители прекрасно понимают эту метафору, которую можно трактовать и не так бытово, на самом деле.
Современная притча в жанре роуд-муви - так определен жанр спектакля.
Андрей Сидельников: Да, герои путешествуют сквозь ночь, с ними происходят разные происшествия. И наконец приходят в утро и понимают, что это было путешествие души. Вообще это путешествие - поединок с самим собой. Один из героев, одна сторона нашего я, не хочет никому помогать, он хочет просто жить и не вникать ни в чьи проблемы. И все время спорит с другом: зачем кому-то помогать? А другой с ним не согласен и помогает всем, кто им встречается в этой ночи. В финале друг, который приходит на помощь всем, уходит, исчезает. Как все лучшее в человеке. А второй - никому не нужный, без семьи, без детей, старый, проживший бесполезную жизнь, остается. Все это происходит за одну ночь, которая оказалась длиною в жизнь.
Чем вас привлекла эта пьеса-монолог?
Андрей Сидельников: Привлекла аскетизмом и темой. В ней заложены очень актуальные вопросы, на которые мы сегодня пытаемся ответить. Темы одиночества, страха, потери себя. У одного из персонажей пьесы, потерявшего семью в аварии (Крепкий парень), есть ключевой монолог о том, что жизнь прекрасна только в детстве и в молодости, а потом начинаются расставания с близкими и родными, жизнь забирает все.
Я часто вижу после спектакля растерянные лица, задумчивые. Зрители уходят не на драйве, как после "Ревизора" или "#ПрощайИюнь", некоторых других наших спектаклей. Но спектакль "Друг мой" для того, чтобы задуматься, заглянуть внутрь себя и попробовать не убить в себе того хорошего друга, которого в итоге теряет герой пьесы Константина Стешика.
Я впервые взялся за драматургию белорусского автора. Хотя много пьес читал. Белорусские драматурги уже давно находятся на подъеме. Если какая-нибудь пьеса откликнется во мне, то обязательно буду ставить.
Что вас лично связывает с Беларусью?
Андрей Сидельников: Раз в год я езжу в Беларусь. Я там жил, в городе Новополоцке заканчивал школу. И первый театральный опыт оттуда: с девятого класса ходил в Новополоцке в любительский театр "Время". Потом учился в Минском институте культуры. Мои родители жили в Беларуси, сейчас там есть друзья.
В свое время мы с театром ездили на Международный молодежный театральный форум "М.art.контакт" в Могилев.
Кстати, в спектакле "Друг мой" играют актеры Владислав Демьяненко - он родился в Гомеле, и Виола Лобань - родом из Минска.
Константин Стешик, драматург:
- "Друг мой" - это монопьеса, написанная специально для театра. Помимо "Субботы" этот текст поставлен в МХТ имени Чехова, в Камчатском театре драмы и комедии и других.
Я давно хотел написать текст про двух добрых друзей, путешествующих по ночному городу, но сложился, оформился в пьесу "Друг мой" только недавно. Можно сказать, что этот текст - результат многих лет жизни в постсоветском спальном районе Минска.
Спектакли по пьесам Константина Стешика в репертуаре петербургских театров: "Спички" в ТЮЗе им. Брянцева, "Голова" - в Театре "На Литейном".
Директор Республиканского театра белорусской драматургии (Минск) сообщила "СОЮЗу", что их труппа привезет в июне в Москву на Международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова спектакль "Камень глупости" по пьесе Стешика.